Amik

​РЕДАКТУРА КВН: НЕМНОГО МАТЕМАТИКИ И КАЙДЗЕН

1 1

Скажу сразу: речь пойдёт не о работе редактора в телевизионных лигах, а о «сермяге» нетелевизионного КВН.

Вот знакомые любой команде (особенно проигравшей) фразы:

«Нам такое оставили, что выиграть было нереально».

«Всё смешное вырезали, поэтому ничего не зашло».

«Поставили нас первыми, вот жюри нас и не запомнило, да и зал был холодный».

«Поставили нас последними, жюри уже оценки выставляло, а зал был уставший».

«Если бы хор путан и танец Гитлера оставили, мы бы точно в финал вышли!»

Ещё раз напомню, что большинство из того, что советует редактор, носит рекомендательный характер. Но признаемся сами себе в том, что случаи ошибок и оплошностей в таком сложном деле как игра КВН, случаются довольно часто. Попробуем разобраться в этом неожиданно - математически, с точки зрения редактора. Извините, будет много букв и цифр.

К примеру, вам предстоит отредактировать две трёхконкурсных игры, в каждой из которых играет по семь команд. Конкурсы возьмём популярные - приветствие, биатлон и музыкальный номер. Предположим, что в среднем приветствии у нас будет 15 шуток («смехоточек» как говорили когда-то), для биатлона достаточно десяти шуток, а каждый музномер состоит из 7 музыкальных реприз. Итого каждая команда приносит на суд редактора 32 единицы смысла (терминология дизайнера Артемия Лебедева). 14 команд таким образом обрушат на редакторский мозг 448 единиц. Давайте для простоты счёта округлим это число до 450 и сразу умножим на 4, потому что помимо трёх дней редактуры у нас есть генеральная репетиция. Итого 1800

Казалось бы, сиди себе и говори «да-нет», но в большинстве случаев это будет неправильным со стороны редактора - убирая, нужно объяснять, почему та или иная шутка не подходит для сцены, иначе команда раз за разом будет повторять свои ошибки. В принципе, тут количество решений можно удвоить: собственно «да-нет» и «почему?» для каждой шутки-единицы. Но предположим, что редактор объясняет лишь половину своих решений, тем более, что часть материала остаётся с первого-второго показа, так что 1800+900=2700.

Всё? Нет! Многие шутки нужно уточнять по формулировке и интонациям. Допустим, команды в целом неплохо справляются и такая помощь требуется им лишь в 20% случаев. 2700+360=3060. И это не финальная картина, ведь каждый день какая-то часть материала уходит, появляются новые номера, идеи, шутки, странички с биатлоном и письма с на этот раз точно смешными куплетами. Также слегка приукрасим реальность и предположим, что команды переписывают лишь половину своего материала. 3060+900=3960… Для простоты примем окончательную величину за 4000. Этот снежный ком чисел можно было бы наращивать и дальше, но сейчас о главном - к чему все эти выкладки?

Допустим, редактор по непогрешимости вкуса, чувства зала и общей адекватности близок к идеалу на 99%. Согласитесь, неплохой процент. Кто из нас бегает стометровку лишь на 1% хуже Усейна Болта? Но даже в таком случае на 4000 принятых решений вы СОРОК РАЗ ОШИБЁТЕСЬ. Если ваш КПД 95%, что тоже, казалось бы, очень хорошо, то ошибок будет ДВЕСТИ. Ну а если вы правы «всего лишь» в 9 случаях из 10, то за пару игровых дней по вашей милости будет допущено ЧЕТЫРЕСТА ОШИБОК. При этом мы не берём крайние случаи, когда почти всё творчество команды нельзя показывать здоровым людям или когда прямо на сцене происходят необъяснимые вещи - технические неполадки, забывчивость или путаница.

Бриллиант мы узнаём по его недостаткам. Игру КВН - по ляпам и «косякам», причём не всегда именно редакторским. Каков же рецепт, позволяющий избежать превращения игры КВН в «комедию ошибок»?

Существует японская система менеджмента «кайдзен», что в переводе на русский означает «непрерывное совершенствование». Эта система как раз помогает работать в ситуациях когда число действий велико и при этом всё «почти» идеально. В этой системе неприемлемой считается даже погрешность в 0,01% Что это означает для команды КВН? Деконструируем все свои действия до степени мелких шажков и улучшаем каждый!

Всё, что вы делаете, должно быть завершено. Шутки, миниатюры и номера - добиты, доведены до ума, скомпонованы в сценарий, поставлены «на ноги» и отрепетированы. Редактор не обладает даром предвидения, чтобы понять «как это будет». Нужно видеть «как это есть»!

Вы должны уметь правильно распоряжаться своим временем. Простой пример: команда обещает прислать новые шутки и номера до 23-00, а на деле присылает их на два часа позже, когда редакторы уже спят. В итоге команда теряет не два часа, а 10 часов!

К каждому показу нужно не только дописываться, но и репетировать! Так появляются новые краски в уже утверждённом материале и получает право на жизнь материал новый.

Материала (готового к показу!) у команды должно быть в избытке. Иногда встречаются коллективы, дотягивающие до заветных 5 минут. Уходит пара миниатюр - ну, напишем финальную песню, лишь бы вписаться в регламент.

Творческая работа должна быть встречным движением! Многое на сцене идёт от ваших личных внутренних ощущений. Редактор не может за вас почувствовать дискомфорт той или иной формулировки, порядка слов или шуток в номере. Со стороны может казаться, что всё нормально, но эта сжатая «пружина» дискомфорта «бздямкнет» в самый неподходящий момент - на сцене. Это ВАШЕ выступление, поэтому не бойтесь брать ответственность и делать его комфортным для себя как для артистов. Но обязательно сообщайте об этом редактору! То же касается всех трюков и спецэффектов. Пена, конфетти, развалившийся по сцене букет цветов - это сценическая грязь, неприемлемая в телевизионных лигах, а значит, и в учебных лигах тоже. Если ваш трюк того стоит, всегда можно придумать, как его исполнить без ущерба для выступающей после вас команды.

Последнее, но не в последнюю очередь - это командный быт в период подготовки к игре. Если долго ездить с места на место, долго обедать, долго собираться, по полтора часа ходить в магазин за чаем, не отключать телефоны во время штурма, не переводить телефоны в беззвучный режим на ночь и будить всю команду на два часа раньше своим крутым рингтоном… Можно проиграть драгоценное время, а с ним и игру. 

КВН - соревнование весёлых и энергичных людей, которых "прёт" от того, что они хотят сообщить и доказать окружающему миру. Невыспавшиеся привидения на сцене мало кому интересны при всей симпатии к их творческому подвигу.

Детально разберите все элементы своей подготовки к игре и улучшите каждый из них. Посвятите этому хотя бы один сбор своей команды.

Давайте меньше ошибаться. И мы точно порвём всех наших друзей-соперников!

P.S. Более подробно о кайдзен есть здесь 

Комментарии (2)

  • Павел Клишин

    Спасибо за статью. Как всегда, интересно.
  • Женя Никитин

    Очень полезно и наглядно!
    Спасибо!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
×
Добрый день! Сайт kvn.ru использует cookie-файлы, а также метрики Яндекс и Google для получения статистики, помогающей оценить работу сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и учет вашего посещения в метриках Яндекс и Google. Это совершенно безопасно!