Звезды КВН

Вячеслав Макаров: «Хочется включить песню и откусывать её как кусок шоколадки».

Интервью с камызякским приветом.

1 1

Поговорить с обладателем главного музыкально одарённого голоса Сборной Камызякского края по КВНу Вячеславом Макаровым мне удалось после Летнего кубка КВН. Разговор был больше о КВН, музыке, о её нелёгком пути к сердцам россиян, особенностях и предпочтениях героя интервью. Вот и вышло музыкальный материал, задуманный, что интересно, в музыкальном КВН-городе – Юрмале.

Слава, расскажи о своём музыкальном образовании.
Вячеслав:
Я окончил музыкальную школу по классу фортепиано и ещё одну по классу вокала. Затем поступил в музыкальное училище на теоретическое отделение, но проучившись там три недели, понял, что мне пока это особо не интересно. Я вернулся в школу, затем поступил в Астраханский государственный технический университет на механический факультет. Нисколько об этом не жалею – у меня была очень насыщенная музыкальная студенческая жизнь – фестивали, конкурсы, мастер-классы. Но сейчас я хочу продолжить музыкальное образование. Использую оба музыкальных образования – играю на фортепиано, пишу и исполняю песни.

Есть ли музыкальные жанры, с которыми совсем не знаком?
Вячеслав:
Да. Жанры, в которые не хочется вдаваться – блатняк и русский шансон. Не хочу обижать никого. У меня другое восприятие и вкус в музыке.

Знакомство с какими жанрами хочется развивать?
Вячеслав:
Мне хочется углубиться в джазовую импровизацию, госпел. Когда я начал заниматься вокальной деятельностью, я не мог понять, как зарубежные исполнители так виртуозно выделывают импровизационные ходы, филигранную мелизматику (мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии) голосом, как это делают на музыкальном инструменте. И начал копаться. Но мне, взрослому, было сложнее применять эти навыки к своим голосовым связкам, так как мышцы тренируются с детства, а в детстве я слушал русскую музыку. То есть, всё ровно, мелодично, красиво. А за рубежом с детства исполняют госпел. Сейчас я хочу изучить больше техническую составляющую вокала.

20141002154134a45fe5e23a.jpgКакая музыкальная работа в команде обычно лежит на тебе?Вячеслав: Исполнение и написание всего, что связано с музыкой! Придумывание и разукрашивание КОПов. Любим писать короткие музыкальные зарисовки с Сашей Панекиным, в дело они не идут, так как не в стиле команды, а вот «Союзу» бы некоторый материал очень бы пригодился. Нашу команду это разрывает.

Как вы выбираете музыку для начальных песен, для больших музыкальных номеров?
Вячеслав:
Для начальных берём песни, которые нравятся нам и которые, как нам кажется, зажгут зал. Стараемся брать известные песни, хотя я больше люблю неизвестные. Бывает, мне говорят: «Макар, придумай песню из известных на радио». А я радио не слушаю. И я захожу на сайт радио «Европа плюс» – «Еврохит ТОП-40» и узнаю, что сейчас находится в ротации и самое популярное на YouTube. Зрителям это приятно, и их сердца открывается тебе. Для КОПов всё спонтанно – сидим с музыкантами и играем, играем, играем, рассказываем, что нам нравится, когда нравится всем – продолжаем развивать тему. Так было с КОПом «Дом культуры» – там мы намешали разных песен и стилей с переходами от одного к другому.

Твои любимые команды: по юмору и по музыкальному наполнению?
Вячеслав:
По юмору – «Фёдор Двинятин», я знаю все их шутки. По юмору, и по вокалу мне нравится «Союз», безумная дурка и танцы Артёма Муратова. Из новичков отметил Мурманск. Я даже эфиры Премьер-лиги посмотрел – понравилась «Экскурсия по городу»: смесь «Двинятина» (фриков) со сладковатым бородатым тираном.

20141002154200c31a6828c2.jpg

Сознаёшь ли ты, что уже сейчас, занимаясь музыкой и КВН, ты приобрёл своих поклонников?
Вячеслав:
Наверное, да. Есть. В соцсети. Наверное, не поклонников, а любителей. У меня есть своя группа «ВКонтакте» – было приятно, что девочки создали группу Вячеслава Макарова, практически гимн самолюбию. Я очень рад, что есть люди, которым моё творчество доставляет удовольствие. Это, наверное, хвастовство, но была в моей жизни одна трогательная история. Я выступал на «Дне арбуза» в Астрахани (смеётся), есть такой праздник, почти день города. Я исполнял кавер на песню Димы Билана, не очень известная песня. И тогда ко мне подошла одна пара и сказала: «Спасибо! Вы нас вдохновили своим исполнением на борьбу с тяжёлой болезнью. Пойте, пожалуйста, почаще». Для меня это была высшая похвала. Прослезившись, я понял, что иду по нужному пути в правильном направлении.

Нет ли ощущения, что некоторым поклонницам нравишься ты, не музыкой, а внешностью?
Вячеслав:
Возможно. Я думаю, что это хорошо. Я же могу любить какую-то актрису, певицу – не обязательно за творчество, мне доставляет удовольствие эстетическая красота. Если нравится – ради Бога, это же не запретный плод, не грех. А вообще, я скромный! (смайл).

Тебя не напрягает засилье попсы в общественных местах: пляжах, дискотеках, кафе?
Вячеслав:
Попса – изначально определение некачественной музыки. А жанр «поп» – это направление, которое пользуется определённым каноном написания песен, более популярное: с запоминающимся припевом, чтобы ты ходил его и напевал. Сейчас идёт массовая гонка за хитами, и в этой гонке люди свою планку опускают ниже, ниже, ниже. И порой это бывает не только в музыке, но и в тексте. Печаль заключается в том, что дети воспринимают это как правильную, хорошую музыку. Им остается неизвестной другая. С годами это закрепляется, и музыкальный вкус становится безвкусным.

Очень редко биографии музыкантов и певцов обходятся без наркотиков. Джим Моррисон, Курт Кобейн, Джонни Кэш, список можно продолжать. Почему наркотики так привлекательны для музыкально одарённых людей?
Вячеслав:
Творческие люди очень ранимы. Плюс они в большинстве своём одиноки. Особенность нашей профессии – выступая, мы отдаём себя залу энергетически, и нам самим нужен приток энергии. Очень часто мы его не находим. И начинаем искать любые новые ощущения, которые будут нас вдохновлять на новое творчество. Зритель всегда ждёт удивительного, интересного. А где его взять? Не всегда люди используют стандартные методы: наркотики приносят плоды («В моём дурмане родился новый текст»), а потом это превращается в физическую проблему, процесс «на волне» очень короток.

20141002154221f97e1612f3.jpg

Как от них уберечься?
Вячеслав:
Общаться с людьми, которые тебе интересны, никогда не делать того, что не нравится, если хочешь что-то поменять – менять и не бояться.

Карьера певца или музыканта, как и всякая другая может начаться в любом возрасте…
Вячеслав:
Так и показал проект «Голос» – Наргиз Закирова, 44 года. Она набрала прекраснейший багаж мастерства, актёрства, эпатажа, вышла – выстрелила. Она и до этого выступала и гастролировала, но массовый выхлоп получила только благодаря эфиру Первого канала.

Самое интересное, в каждом возрасте надо делать то, что ты хочешь. Вот сейчас я хочу исполнять песни в самых разных музыкальных направлениях, найти свой стиль. Возраст позволяет, пока я могу в песнях даже дурить – шуточки, прибауточки. Самое главное, понимать, что ты делаешь. Потому что многие наши артисты не понимают – на сцену выходит взрослый человек сорока лет и поёт «Фая, нет вай-фая».

А случай Джастина Бибера. Что это?
Вячеслав:
Подарок судьбы, а, возможно, и наказание – расплата за популярность и богатства, которые он имеет. Джастин Бибер часто появляется в скандальных заголовках – то у него наркотики нашли, то ещё чего – от перенасыщенности жизни событиями у него в двадцать лет есть всё. По сути, к чему ещё стремиться?

Какие музыкальные конкурсы и телепередачи ты смотришь?
Вячеслав:
Сейчас – проект «Голос», а ещё его американский аналог The Voice, украинский X-Faktor. Украина очень богата талантами. Люблю украинскую эстраду: Ани Лорак, Тина Кароль, Светлана Лобода – очень попсово, но очень интересный звук, аранжировки, креативный текст песен, особенно раннее творчество (альбом «Не Мачо» (2008)), не нравится как исполнитель Виталий Козловский, но нравились его первые песни. Часто я слушаю материал, закрывая глаза на исполнителя.

Что тебя поражает в музыкальных конкурсах?
Вячеслав:
Эмоциональность, неожиданность и порой удивляющая субъективность судей. Поражают вокалисты, которые делают сумасшедшие вещи во владении голосом. Всё идеально, но послушал один раз и всё – больше не захочу. Почему, например, восторгаются Аллой Пугачёвой? Каждое слово у неё имеет тембральный эмоциональный окрас и несёт смысловую нагрузку. Пугачёва тонко знает особенности текста. И на подсознательном уровне зритель слышит это и его начинает цеплять.

Вячеслав МакаровЧто раздражает в конкурсах?
Вячеслав: Очень много необъективных вердиктов в прохождении того или иного конкурсанта. Говорят абсурдные вещи, иногда складывается впечатление, что меня по ту сторону экрана держат за дурака. Я прекрасно вижу, что человек одарён и его почему-то «сливают». Даже к победителям проекта «Голос» у меня другое отношение, для меня это очень странно. В нашей стране сейчас отрицается всё иностранное – мне непонятно, почему это касается музыки и искусства. Почему на проекте «Голос» побеждают люди, исполняющие русскую музыку? Они, безусловно, талантливые, яркие, асы своего дела, но они не-раз-но-пла-но-вы-е. Такое ощущение, что это указ сверху, вот уже второй проект так. Как можно политику пришпандорить к искусству, для меня непонятно. 

Тебе удалось посмотреть на участие в проекте Андрея Лобжанидзе (команда «Одесские мансы»)?
Вячеслав:
Да. Без всякой лести, мне нравится, как он поёт, но, что касается выступления на этом проекте, и мы с ним это обсуждали, ему попалась неудачная песня, которая не раскрыла его потенциал и направление, в котором он совершенен. Есть интересный момент: когда мы слышим исполнение известной песни от неизвестного певца или певицы в своей трактовке, то с первого раза в 90 % случаев невозможно воспринять его адекватно, так как оригинал засел в памяти! Это воспринимается как нелепость, словно человек пытается вылезти из штанов – и ты сразу считаешь это негативом. И только к пятому прослушиванию может придти мысль – это действительно достойно.

Можно ли в России раскрутиться и стать известным исполнителем самостоятельно?
Вячеслав:
Есть такая замечательная вещь как Интернет, которой можно воспользоваться. Раскрутить себя при помощи Интернета, но не без помощи людей, которые в нём шарят. Безусловно, нужна финансовая поддержка, и помощь единомышленника – человека, увлечённого процессом. Можно стать популярным исполнением перепевок. Не факт, что ты эту популярность удержишь – если у тебя за спиной нет своего творчества.

Кто сейчас, по-твоему, исполнитель №1 в России и за рубежом?
Вячеслав:
Сейчас в поп-жанре на пике находятся Нюша, Ёлка, андеграундная музыка – «Каста», Noize MC, Иван Дорн. А мне интересно творчество Джесси Джей – сумасшедший вокал и очень гармоничное сочетание музыки – на сцене льётся музыка ее души, нравится творчество Майкла Бубле, он не обладает сверхспособностями голосового ведения, но берёт своей харизматичностью, импозантностью и интеллигентностью, интересна аранжировка его песен и музыкальная мысль. Фредди Меркьюри – для меня это эталон вокала, я не знаю ни одного направления, в котором он не мог бы спеть. Адам Ламберт, путешествующий с группой Queen и исполняющий партии Меркьюри, обладает потрясающей силой голоса и манерой исполнения, только я не люблю наблюдать за ним из-за не мужественности и эпатажности. Из российских могу выделить Полину Гагарину – с очень сильным голосом, запоминающимся тембром, умеющую играть окрасом голоса, искреннюю. Люблю слушать аранжировки Нюши и мастерское сведение, здесь настолько совмещён голос и музыка, что ты не можешь представить Нюшу исполнительницей песни без музыки.

201410021544181fde849d31.jpg

Что можно ещё приложить к голосу, кроме музыки? 
Вячеслав: Есть такая замечательная штука как звукорежиссура. Исполнитель выходит на сцену, поёт, а кто-то записывает на видео и выкладывает в Интернете с комментарием «Не умеет петь». А звук идёт без обработки, просто сухой голос, – у любого исполнителя он будет слышаться не очень хорошо. Я сам попадал в такие ситуации. В одном случае за пультом сидел потрясающий звукорежиссёр Игорь Аксёнов, после выступления зрители подходили и говорили мне, что я пел под фонограмму? Я не пел под фонограмму, просто за пультом сидел человек, знающий своё дело. А на следующий день я пел ту же песню, но за пультом был другой человек – и я, стоя на сцене, хотел плюнуть, развернуться и уйти, потому что такого отвращения от своего исполнения я не испытывал никогда: монитор кряхтит, сипит, фонограмма забивает голос.

Кто для тебя интересен из современных композиторов?
Вячеслав: Константин Меладзе – он очень хорошо чувствует то, что нужно зрителю, в его песнях очень интересен текст, цепляющий бытовой составляющей, а она сказана красивыми завуалированными фразами, это становится хитом. Максим Фадеев – уникальный человек, который из любой бездарности может сделать конфетку, порой с текстами ни о чём, но такими красивыми и мелодичными. Его тексты воспринимаешь как красивый стих. Они очень хорошо сочетаются с музыкой, даже не слова, а слога, буквы. И ты хочешь послушать его песни снова. Фаррелл Уильямс – у него минимально нагруженные аранжировки, но они так легко и вкусно слушаются, что хочется включить песню и откусывать её как кусок шоколадки.

Смотришь ли ты «Евровидение»?
Вячеслав: Я потерял интерес к нему – в последнем посмотрел всего четыре номера. Всё стало форматно, одинаково. «Евровидение» – это конкурс музыкальных песен, там не должно быть формата, но с годами он сформировался (куплет, припев, затянуть громко-громко ноту, при максимально запоминающейся мелодии и странных словах), люди пытаются запомниться обрывками слов. Фриковость ещё интересна – чаще её придумывают специально, рассчитывая на эффект, Кончита Вурст – однозначно продуманный ход.

Велика ли разница в уровне исполнительского таланта участников этого конкурса?
Вячеслав: Понять это можно, но не всегда. Человек может исполнять танцевальную композицию, бедную на музыкальность, а кто-то может развернуться в балладе, и тебе исполнитель покажется в разы глобальнее и интереснее. Но это не значит, что второй поёт лучше, просто первого песня загнала в рамки. Вот пример Петра Налича – он выбрал медленную песню, но изначально стрельнул своей необычностью – шуточностью, придурковатостью – с этим и нужно было выходить.

Что ты думаешь об уроках музыки в школе?
Вячеслав: Урок музыки в школе много лет добровольно принудителен. Среди детей у 70 % отсутствует слух или интерес к предмету. Недавно посмотрел стендап Вани Абрамова, где он говорил: «Где вы видели ученика, который радостно пришёл на урок музыки и мечтал изучить Полонез Огинского?» Таких детей не встретишь, их надо заинтересовать. Например, вы знаете, что Бах ввёл в игру первый и пятый палец? Или сделать всё это через современные вещи. Мы в школе учили советские песни «В лужах голубых стекляшки льда», «Школьные годы чудесные». Это, конечно, хорошо. Но прогресс идёт вперёд, стили меняются. Из богатства музыки надо брать лучшее и на этом воспитывать вкус.

201410021545299514d91776.jpg

О чём бы ты обязательно рассказал детям о музыке в тот один урок в неделю, который на неё отведён?
Вячеслав: О том, как появилась музыка, откуда появился звук. Ведь сначала появилось не слово, а именно звук. Ушёл бы от штампа выучивания песни и биографии музыканта. 

Нужна ли государственная политика в сфере музыки?
Вячеслав: Как на это посмотреть. Как на пропаганду отечественной музыки (слава Богу, не современной), которая сейчас есть? Не нужен железный занавес – всего должно быть в меру. Проект «Голос» открыл многим хорошие иностранные песни, на примере музыкальных передач видно, что до этого в эфире постоянно была русская музыка.

В чём сила неувядающей популярности некоторых музыкантов и коллективов?
Вячеслав: Наверное, в искренности дела, которое они делают. В том, что они совершенствуются, пробуют себя в новых стилях, ищут его и, наверное, склонность звёзд – попадание в нужное время в нужное место с нужными людьми. А то, что касается долгой сценической карьеры – своя целевая аудитория, которую они постоянно радуют и удивляют.

50 граммов коньяка перед выступлением для связок – миф или реальность?
Вячеслав: У каждого свои методы распевания. Коньяк, действительно, разогревает связки. Вопрос, как ты себя приучишь. Коньяк – самый лёгкий способ, потом распеться естественным путём будет намного сложнее. 50 грамм коньяка – не алкоголизм, может быть, ему надо раскрепоститься, он же не бутылку за сценой усосал. Это выбор каждого.

А что надо тебе, чтобы подготовить свой голос к максимально хорошему звучанию?
Вячеслав: Поспать и чтобы после сна прошло 4-5 часов. Петь лучше вечером.

Ты сам пишешь стихи, музыку, поёшь?
Вячеслав: Я делаю первые шаги в творчестве, пробуя себя в разных направлениях. Я знаю, в каком направлении я могу выделяться, но пока это только исполнение определённых песен чужих исполнителей. Это музыка для эстетического удовольствия, настроения, позитива, радости, света. Пока у меня не получается писать в этом направлении, думаю, с опытом это всё придёт. Появятся и единомышленники. 

Как ты находишь компромисс между душевным и красивым исполнением?
Вячеслав: У меня получается писать душевные и простые для восприятия песни с лирическим текстом. Я пишу на русском, но есть песни, для которых мне приходится обращаться к услугам людей из англоговорящих стран. А бывает, что я накидываю английские фразы, а человек пишет текст. Это замечательная девушка, поклонница КВН и нашей команды Майя Бутовская, за это ей большое спасибо! Мне очень приятно с ней сотрудничать, она талантливый человек, потому что писать текст на английском и при этом делать его музыкальным очень сложно.

Как ты продвигаешь своё увлечение «в люди»?
Вячеслав: Я скромный человек, не навязываю свои стихи. Я стесняюсь петь в маленьких компаниях. И это очень плохо. Для исполнителя главное – продвижение, чтобы ты был услышан многими. Если ты не споёшь, о тебе никто не узнает.

Полную версию интервью с кучей подробностей, не вошедшими в него музыкальными вопросами и мыслями, читайте в ЖЖ автора материала



×
Добрый день! Сайт kvn.ru использует cookie-файлы, а также метрики Яндекс и Google для получения статистики, помогающей оценить работу сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и учет вашего посещения в метриках Яндекс и Google. Это совершенно безопасно!