Amik

Приветствие

ЧАСТЬ 2.

Встречу начинают с приветствия!

"Найдите себя!"


 За десятилетия своего существования КВН не мог не меняться. Менялось всё: стили и темы для шуток, рушились, казалось бы, незыблемые традиции, рождались и умирали целые конкурсы, которые некогда воспринимались как чуть ли не центральные в игре. Но, как ни удивительно, все эти бури обошли стороной самый первый конкурс практически любой игры. Сохранилось не только первоначальное название, что как раз вполне объяснимо, поскольку культурным людям свойственно приветствовать друг друга при встрече. Хотя, справедливости ради, заметим, что в современном КВНовском приветствии никто ни с кем не здоровается, и с этой точки зрения уместней было бы называть его “визитной карточкой”, что, кстати, иногда и делается.
Но не это главное. Главное, что при изменении внешних признаков конкурса, практически не изменились основы жанра, в которых мы и попытаемся разобраться окончательно.
 Итак, определяемся: приветствие - это самостоятельный сценический КВНовский жанр, не имеющий аналогов ни в театре, ни в кино, ни на эстраде. Хотя корни его, как мы говорили ранее: это литературный монтаж, агитбригада. Именно оттуда идет и знаменитая “линейка” (5-8 человек на авансцене лицом к залу), и одинаковые костюмы, поскольку у исполнителей, как правило, нет постоянного образа (общий образ есть только у команды). Есть, конечно, и исключения из такого жесткого расклада, поскольку некоторым командам все же удается создать на сцене автономные образы (например: «Уездный город»), но в любом случае, «Линейка» - это, если хотите, как бы разложенный в спектр один человек. Поэтому текст приветствия на бумаге выглядит как диалог, который вполне могут прочитать и два человека. Команда, создавая свой общий образ, может прибегнуть и к отличию в деталях костюмов с сохранением общего стиля (например – Сборная Пятигорска), но это всё – частности.
 С точки зрения классической драматургии “приветствие” вообще не имеет права на существование. Ведь в нем нет не то, что развития действия, но чаще всего  даже самого действия! Все приветствие - это по театральной терминологии одна сплошная “экспозиция”. Зрителя ненавязчиво и весело “обманывают”, господа! Вместо драматургической “завязки” используется выход команды на сцену с танцем или песней, а чаще всего и с тем, и с другим. Этот момент служит еще и “заявкой имиджа”, то есть объясняет, кто это такие вышли на сцену, в кого они сегодня играют. (Хотя в общем случае имидж уже задан: это такая-то команда КВН.) В первых словах приветствия (можно и в песне, но опыт показывает, что лучше в словах) задается “игровая ситуация”, то есть - где герои находятся и чем занимаются. (Хотя в общем случае и ситуация уже задана: команда вышла на сцену играть в КВН.) А дальше начинается более или менее связанный разговор или вообще почти не связанный ряд сообщений, который, в общем-то, совершенно неоправданно начинается и, как правило, не более логично заканчивается. Ну, а место кульминации в этой странной пьесе отводится финальной песне. Все! Разве что маленькое дополнение: если приветствие длится больше 4-5 минут, рекомендуется где-то посередине легкое “взбадривание” с помощью коротенькой песенки или танца. Вот теперь - окончательно все!
 Самое удивительное, что эта структура, совершенно, по сути, искусственная и шитая белыми нитками остается незыблемой в течение десятилетий, и мы никому не советуем в этом отношении особенно  экспериментировать. Удивительно и то, что на Фестивале в Сочи можно посмотреть подряд 25 приветствий, структура которых абсолютно копирует друг друга, и совершенно при этом не утомиться, в то время как 3-4 “домашних задания”, построенных, казалось бы, по всем канонам драматургии, выдержать уже тяжело. Мистика!

 Теперь об имидже. Точно найденный имидж - это, если хотите, половина успеха. Потому что найти образ своей команды, в котором она будет выходить на приветствия – в значительной степени, означает найти себя в КВНе.
 Интересно что, только команды с ярким имиджем действительно надолго остаются в памяти зрителя: “Одесские джентльмены”, “Эскадрон гусар”, “Уральские дворники”, ЕрМИ, «Парни из Баку», ХАИ, БГУ, «Транзит», «Уральские пельмени», «Дети лейтенанта Шмидта», Сборная Пятигорска. . . Перечислять можно долго!  Блестящая команда Новосибирского Государственного Университета, будучи уже дважды чемпионом  на свой третий сезон придумала “Девушек из джаза” и их популярность значительно возросла даже среди людей, не сильно сведущих в КВНе.  Хороший имидж определяет и специфическую лексику, и даже форму построения реприз.
 Увы, многие начинающие команды, интуитивно чувствуя это, выбирают путь наименьшего сопротивления. Сколько же мы видели “бандитов”, “зеков”, “мафиози” и “дворовых алкоголиков”! Поверьте, господа, это – тупиковая ветвь КВНовской цивилизации. Вполне возможно, что произнесенная со сцены фраза типа “Моргала выколю!” и вызовет оживление сочувствующих вам болельщиков. Но, во-первых, эту фразу до вас уже кто-то говорил с экрана. А ничего другого вы сказать не сможете, потому что писать надо о том, что знаете, а проблемы бандитов и мафиози для подавляющего большинства играющих в КВН, слава богу, далеки. Во-вторых, любой актер скажет вам, что хорошо сыграть пьяного на сцене - одна из самых трудных задач, которая вам окажется, скорее всего, не по зубам.
 Есть у новичков и другая крайность - пренебрежение имиджем команды вообще. То есть, команда КВН выходит на приветствие просто как команда КВН. И этого мы не советовали бы делать в начале пути. Вы сами лишаете себя опоры и в этой ситуации вам остается полагаться только на очень высокий уровень текста и мастерство исполнения. Позволить себе подобное могли очень опытные команды вроде Харьковского авиационного института. Но и в случае с ХАИ говорить об отсутствии специально придуманного имиджа было бы не совсем корректно, поскольку образом команды уже стала она сама: постоянные актеры в “линейке”, манера общения на сцене, стиль музыкальных номеров и, наконец, знаменитые “белые пиджаки”. А пока этот имидж как бы сам собой не сформировался, команда авиаторов исправно “летала” в приветствии весь первый свой сезон.
Чем дальше, тем больше команды придумывают имидж, который невозможно определить одним словом. Это уже не “гусары” или “джентльмены”, а нечто гораздо более изощренное, - скажем “мужья из командировки” (“Дрим тим”, 1993). Или вообще неописуемый словесно, часто меняющийся внешне, но внутренне совершенно жесткий имидж “Уральских пельменей”, который в конечном итоге определяется фразочкой “Парень, то чо, с Урала?” (Хотя - вспомните, сколько костюмов перебрали “пельмени”! Сначала были парики “хиппи”, брюки-клеш и рубахи с “петухами”. Потом – рабочие комбинезоны. Далее – ядовито-оранжевые пиджаки с зелёными (!) полами. И только теперь – более-менее строгие черные костюмы и оранжевые (тоска по прошлому) рубахи. Вот такие вот разные пельмени были в КВНовском меню. . .
 Сегодня с имиджем происходит и проще, и одновременно сложнее. В основе – не какой-то дополнительный «параллельный» образа, а просто некое подчеркивание общего мироощущения команды. Таковы, скажем, “белорусы now” из новой команды КВН Белорусского Государственного Университета. Таковы и “Дети лейтенанта Шмидта”, олицетворяющие “сибирских мужиков”.
К такому варианту приходили и продолжают приходить многие. И луганские “Ворошиловские стрелки”, и “Владикавказские спасатели”, и “Махачкалинские бродяги” через какое-то время уже не “стреляли”, не “спасали” и не “бродили”. И, кстати, в последние годы подобные названия, однозначно определяющие образ, встречаются не так уж часто. Другое дело – национально-географические признаки. Правда, в образах славянских команд “национально-географический” признак играет, как правило, вторичную роль. А вот о действительно национальных имиджах стоит поговорить отдельно и поподробней.

 В принципе, - использование национальных мотивов в сценическом образе – святое дело! Это сразу же дает богатейший и изобразительный и лексический материал. Первой это сделала еще в 1989 году команда Ташкентского политехнического института, добавив к собственному колориту мотивы всенародно любимого “Белого солнца пустыни”. И тогда же обнаружилась странная вещь: уже ко второй игре среднеазиатский имидж стал потихоньку приедаться. Тот же эффект был отмечен с алматинской командой в 1999 году, когда она еще играла в Первой Лиге. Не помогало даже то, что в этой команде действительно были почти одни казахи. Потом была сборная Израиля, которая в свой первый приезд произвела фурор, а к 1996 году уже никого в СНГ особенно не удивляла, оставаясь, естественно неизменно популярной на земле обетованной. Сборная Казани смогла использовать “татарскую специфику” лишь эпизодически. А специфические “прибалтийские” шутки на Музыкальных Фестивалях в Юрмале были практически полностью израсходованы за два-три года.
 Но в то же время, разного рода кавказские имиджи беспрерывно эксплуатируются на КВНовской сцене, начиная с 1991 года. Сначала армянский – Ереванским медицинским институтом, и потом – “Новыми армянами”. И – никакой потери интереса! Мало того, еще ЕрМИ пыталось от этого имиджа для разнообразия отходить, и эти попытки успеха не имели: публика хотела, чтобы армяне оставались армянами. Это относится и к «Новым армянам». Северокавказской специфики вполне хватило на восемь лет существования “Махачкалинских бродяг”, “Ассы”, “Владикавказских спасателей” и еще массы команд второго эшелона. “Парни из Баку” удачно начали в 1992-ом, и не менее удачно оставались “Парнями из Баку” уже на ветеранском “Турнире десяти” в 2000-ом. Да и грузинские команды уже многие годы остаются “очень грузинскими”.
 Словом, из всех национальных имиджей русскоязычному зрителю никогда не приедается только кавказский. Почему – не знаем. (Театр КВН ДГУ в свое время просто констатировал в своей “Песне о КВНе” наряду с “КВН – судьба” такое самостоятельное явление, как “КВН – Кавказ”.) Наверное, специалисты по этнопсихологии это могут как-то объяснить, исходя из специфической общности исторических судеб России и Кавказа. Однако, мы этим заниматься не будем, сделав, однако, исходя из солидного уже опыта однозначный вывод. Кавказским командам нельзя уходить (!) от кавказского имиджа. Всем остальным, увы, использовать их надо достаточно осторожно, используя для заявочных выступлений, но, понимая, что долго на этом просуществовать на КВНовской сцене невозможно. Так что в дополнение к национальному придется изобретать и какой-то другой “дополнительный” образ, как это сделали в свое время “Женихи из Ташкента”.
 
 Но – вернемся к остальным имиджам.
 Не стоит пытаться копировать пусть и удачный образ одной из известных команд. Ведь вас неизбежно начнут сравнивать, и это сравнение почти наверняка окажется не в вашу пользу. И дело даже не в том, что вы будете уступать в уровне. Попробуйте написать новые слова к старой и всеми любимой песне. Даже если ваши стихи будут очень хорошими, все, всё равно, будут петь старые. (Здесь, разумеется, речь идет не о пародии, а о том, чтобы переписать песню на полном серьезе.)
 Тем не менее, в свое время каждая вторая команда считала своим долгом выйти на сцену в бабочках и попытаться сыграть в “благородных”, начиная каждую свою фразу словом “господа”. Как правило, ничего не получается. Потому что одесситы, играя в “джентльменов” обладали и соответствующими манерами и, главное, необыкновенно изящным текстом. А их последователи на такие мелочи не обращают внимания. В результате смотрится это довольно жалко.
 Еще более плачевное зрелище представляют последователи команды Санкт-Петербурга образца 1999 года. Они считают, что для того чтобы выглядеть так же “модно”, достаточно одеть в джинсы и не связывать логически репризы. Но в том-то и дело, что этот бессвязный репризный ряд был для питерцев естественным продолжением их образа. Слегка “отмороженные” они существовали на сцене, по сути, каждый сам по себе, далеко не всегда прислушиваясь друг к другу. И разговор их поэтому бессвязен. А если вы в каком-нибудь достаточно классическом имидже перестанете связывать репризы просто, потому что так модно, получится тяжелый бред, абсолютно не воспринимаемый зрителем.
 Мы прекрасно понимаем, что придумать новый хороший имидж совсем непросто, когда столько команд уже прошло через телевизионные экраны за последние годы. Но, во-первых, повторим, ярких по-настоящему образов было не так уж много, и простор для фантазии на самом деле почти не сузился, а во-вторых, поверьте, их было также сложно придумывать и в первом сезоне.
 Главное - в создании образа надо, прежде всего, идти от самих себя. Не обязательно от своей профессии или своего города - важнее чтобы образ этот соответствовал вашему коллективному мироощущению, характеру команды.
 Так что не жалейте времени на поиски имиджа. Оно не раз окупится радостью победы!
 
“Ваш выход!”
 Итак, будем считать, что имидж придуман: оригинальный, удобный и полностью отвечающий коллективному характеру команды. Предположим также (что еще более невероятно, чем первое), будто нечеловеческое напряжение мысли во время мозговых штурмов и редкостная наблюдательность позволили вам отобрать 15-20 “убойных” реприз. Что ж, попробуем начать делать приветствие. Именно “делать”, поскольку никакой написанный заранее текст не является идеальным, и, несомненно, должен дорабатываться и изменяться в процессе постановки его на сцене.
 Начнем с того, что как бы ни была условна и даже искусственна драматургия приветствия, она все же существует. И поэтому вам придется определиться с ситуацией, которую вы будете разыгрывать. Проще всего задаться реальными условиями - то есть “команда пришла играть в КВН”. Но такая ситуация вам абсолютно ничем не поможет. Она не даст ни дополнительных постановочных ходов, ни ярких исполнительских красок. Поэтому попробуйте напрячься. Тем более, что область, в которой следует искать, достаточно ограничена. Ваша ситуация в любом случае должна подразумевать нечто вроде “собрания”, то есть позволять встретиться некой группе людей в одном месте и “трепаться” на любые темы.
 Зато постановочно ваша ситуация может задаваться с самым разным приближением к “реализму”.  В своем первом сезоне “Одесские джентльмены” всякий раз совершенно реалистично собирались в своем Клубе по определенному поводу. У команды Симферопольского Университета в приветствиях были и вполне театральные пассажиры на вокзале, и отдыхающие на пляже. С другой стороны, Харьковский авиационный институт несколько раз “летал” и рассказывал о своих наблюдениях, не утруждая себя при этом ни крыльями, ни костюмами. Новосибирским “Девушкам из джаза” хватало для приветствия задать просто ситуацию очередной встречи с “консерваторками”, абсолютно не обращая внимания на место действия. “Уральским дворникам” вообще достаточно было того, что они пришли на сцену с метлами. А “Детей лейтенанта Шмидта” вполне устраивало решение выходной проблемы под названием “Какой ситуации сегодня мы противопоставим свою русскую ментальность?”
 Впрочем, говоря о “ситуации”, не надо забывать, что вы вправе ее менять «по ходу дела». И зритель с готовностью это поймет, если вы, конечно, достаточно доходчиво объясните (переоденетесь, воспользуетесь новым реквизитом или, наконец, просто объявите об этом).
 В общем, удачно выбранная ситуация может значительно украсить ваше приветствие. Но только украсить, поскольку главное - все-таки шутки. Если вы чувствуете, что выбранная вами ситуация мешает тексту, что репризы в нее “не лезут”, отбросьте ее без сожаления.
 Впрочем, и шутки сами по себе, даже выписанные на бумаге в относительно связанный диалог - еще не гарантируют успеха.
Напомним еще раз о том, что приветствие это практически по условию жанра – всегда знаменитая “линейка”. Как бы она ни была завуалирована богатым постановочным решением. (Время от времени, правда, команды пытаются сделать из приветствия эдакое “миниДЗ”. Начинающих предупреждаем – это из области высшего пилотажа и удавалось немногим. Поэтому мы будем говорить все же о “классическом приветствии”.)
 Мы уже говорили, что любую репризу играет вся команда, а не только те, кто произносит текст. Каждый из исполнителей должен придумать себе линию поведения от первого до последнего момента нахождения на сцене. Это, впрочем, правило, общее для любого сценического действия. Из театра пришло и “правило героя”, которое, казалось бы, противоречит идее КВНовской “линейки”, в которой все работают на единый образ команды. На самом деле, зрителю все равно необходимо выделить “главного героя” или “героев”. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша команда запомнилась, вам необходимо назначить “героя”, придумав для него особенный образ и отдав ему лучшие репризы. Понятно, что героем назначают исполнителя с наиболее яркими актерскими способностями. (В качестве примеров: Дмитрий Хрусталев (Санкт-Петербург), Григорий Малыгин (Томск), Кирилл Папакуль (БГУ), Михаил Галустян («Утомленные солнцем»), Александр Якушев («ПриМа») и т.д. Думаем, что дальнейшие комментарии излишни.
 Теперь немного о композиции приветствия.
 Во-первых, не начинайте со слабых реприз! Это в театре зритель первые пять минут будет внимательно слушать все, что угодно. В КВНе если вы не заставите зрителя засмеяться сразу, он не засмеется уже никогда, либо «насмеёт» вам на три балла из пяти возможных. Поэтому первая четверть вашего выступления должна быть такой же сильной, как и последняя. Компоновку текста заметно облегчают тематические блоки. Но и здесь не переувлекайтесь. Сведя вместе шутки пошловатого содержания, да еще поставив в первый свой конкурс целый такой блок, вы загубите все остальное. Пошлость имеет “кумулятивный эффект”, - она накапливается и разворачивает зрительское восприятие таким образом, что он начинает видеть пошлость даже там, где вы ее никогда не подозревали.
 Наконец, о концовке. Почему-то юные команды всегда тянет сказать напоследок что-нибудь архи-философское и всеобъемлющее. И если уж не о “мире во всем мире (эту нетривиальную мысль обычно оставляют для последнего конкурса), то уж наверняка о том, как “мы все любим КВН”. Казалось бы, - что плохого?  Но впечатление остается как минимум странное. Потому что по закону любого (подчеркиваем – любого!!!) искусства мораль должна вытекать из всего вышесказанного. А когда вы все предыдущее выступление довольно поверхностно подшучивали то над тем, то над этим, никакое глубокомыслие в конце попросту не оправдано. В том числе и глубокомыслие по поводу столь несерьезного дела, как КВН.
Придумать последнюю фразу вообще очень сложно. И универсальных рецептов здесь просто не существует. Хорошо, если в конце будет естественный выход из заданной ситуации. Но если она не задана (то есть “по умолчанию” - “команда пришла на КВН!”), просто петь про КВН в финальной песне все равно не стоит. Ведь шутили вы далеко не только о КВНе. В качестве одного из ходов можно посоветовать сделать концовку в духе самоиронии над собственным морализаторством.
 - А главное - в душе всегда оставаться романтиком!
 - Не сойти нам с этого места!
 Начинается вступление к музыкальному номеру, и пытающиеся танцевать исполнители не могут оторвать ноги от сцены.
 (Команда КВН Харьковского авиационного института)
 Впрочем, с тех пор, когда это было сказано, и этот ход уже много раз эксплуатировался. И что самое интересное – не менее удачно. Вспомните хотя бы первое появление томичей на фестивале в Сочи с цветиком-семицветиком – “Шубу хочу!”. Так что - думайте!