Amik

Что такое КВН?

Итак, немного истории, друзья!



Четыре источника и составные части
Говорят, знание истории позволяет заглядывать в будущее. Чисто КВНовская мысль: можно было бы проследить всю историю театра, эстрады и литературы (причем, не только европейских!), с удовлетворением обнаружив в итоге, что все это тысячелетиями существовало и развивалось с единственной целью: воссоединиться в КВНе, как венце творения. Круто? Возможно. В это части книги мы решили скромно воспользоваться опытом классиков того, чему нас в свое время долго и напрасно учили, и выделить лишь несколько основных “источников и составных частей” КВНа. Их, правда, будет четыре, а не три - как у марксизма. Но, согласитесь, ведь и явление посерьезнее! Поехали!

Капустник
 Что это такое - приблизительно знают все. Откуда «это» взялось - представляют себе немногие, причем все по-разному. Существует, например, легенда об актерах-вахтанговцах, которые в 20-е годы собирались в доме Б.В.Щукина и “чудили” - разыгрывали для собственного удовольствия разные сценки из театральной и околотеатральной жизни. А “капустниками” все это называлось будто бы из-за того, что у Щукиных по такому поводу подавались потрясающие пироги с капустой. Так вот - это неправда! Точнее, актеры-то скорее всего, действительно собирались и чудить - чудили. А неправда - то, что это были первые театральные “капустники”. Реально это дело придумали не вахтанговцы, а актеры знаменитого Московского Художественного Театра еще в конце 1900-х годов. Именно в МХТ на театральных вечеринках впервые стали делать пародии - сначала на самих себя, на собственные постановки, на театральную публику, а потом и на другие театры и даже на политических деятелей. Это там (внимание!) стало понятно, что в сценической пародии позволительно некое панибратство с людьми очень высокого общественного положения. И это там (трижды внимание!) впервые стали писать новые слова к нашумевшим шлягерам! (Ничего не напоминает?) Но и всё это - тоже неправда! Точнее, все - правда, кроме истинных исторических корней «капустников». А теперь внимание! Историческая правда: задолго-задолго до всего выше изложенного, долгими осенними вечерами деревенские девушки собирались в большой избе и рубили капусту, чтобы заквашивать ее на зиму. Работа была большая и занудная, а девушки были молодые и красивые, поэтому приходили к ним деревенские парни и веселили их как могли: сочиняли частушки, рассказывали смешные истории, разумеется, на местную тему, и подтрунивали над зрительницами. Отсюда исторический вывод: «капустник» - чистой воды русский народный жанр! А страсть к актуальному юмору, товарищи, сидит в нас на генетическом уровне! О как!!!
 Едем дальше!

Агитбригада
 Знакомое слово? Десяток лет назад об этом явлении еще помнили все. Целое движение было. Так что, ради исторической справедливости, впитайте и это понятие. В общем, у большинства, кто помнит, ассоциации с этим словечком чисто «революционные»: синие блузы, красные косынки и чучело «мирового империализма» с внушительным мамоном, который, под бурные аплодисменты  публики, смело протыкался пролетарским штыком. Кстати, некто Соколов из команды «Уральские пельмени» и был так разделан на сцене соратниками по команде на заре «пельменской» юности 90-х годов прошлого столетия.       
Агитбригада, как понятие, кануло в Лету вместе с Комсомолом. В свои последние годы она, правда, никого и никуда не агитировала и существовала просто как название небольших коллективов студенческой авторской художественной самодеятельности. Но остатки жанра в ней сохранились. И именно они нынче и составляют жанровую основу КВНа. Сейчас поймете почему.
 Вообще, агитбригада - штука гениальная. Это такой «театр представления», доведенный до логического предела, когда он уже почти перестает быть театром. Именно агитбригада изобрела знаменитую «линейку» - шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Узнаете КВНовское приветствие? Далее у нас идет «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, смотря при этом в зал! Далее: актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. А компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще! Всё это, братья КВНщики, придумано агитбригадой!
 Так что относитесь к этому явлению уважительно, как относится преуспевающий потомок к родителю, заложившему материальную основу его благосостояния.
 Напомним, что мы сейчас плывем с вами по истории! Впереди - теория и практика! А пока - продолжение истории.

СТЭМ
 Студенческий театр эстрадных миниатюр, господа! Одно название говорит о значимости явления. А в 50-60-ые годы СТЭМы были просто дико популярны. Кое-где существуют они и сейчас, хотя основательно потеснены КВНом.
 Традиционной продукцией СТЭМа является эстрадная миниатюра - юмористическая сценка, разыгрываемая небольшим количеством актеров (чаще всего двумя). Классических СТЭМовских миниатюр не так много, как кажется. Эксплуатируются они уже многими поколениями студенческой самодеятельности, и что-то из них вы почти наверняка видели - вроде «Отелло» с шепелявым студентом, или «Экзамена в ликеро-водочном институте».
В КВНе конкурс СТЭМ, введенный в 1995 году, несколько отличается от классического. Прелесть этих мини-спектаклей заключалась как раз в том, что в них не только сохранился ни с чем не сравнимый «кайф» эстрадной миниатюры, но и сформировалось некое новое качество, которое практически полностью было заимствовано КВНом.
 Что за «кайф» в «новом качестве»?
 Во-первых, это, как и в агитбригаде, доведенный до логического предела «театр представления». Но, если в линейке агитбригады актерство отдельно взятой личности было минимальным, то в СТЭМе без этого актерства практически не обойтись! Следующий шаг в таком актерстве - уже клоунада и, скорее всего, в СТЭМе этот шаг уже сделан. Здесь студент уже не может быть просто умным, он - гений ситуации! А профессор, соответственно, имеет право быть только законченным идиотом.
 Роднит СТЭМ с клоунадой и система воздействия на зрителя. Если актерам удается «поймать» зал, то дальше они могут уже спокойно и планомерно довести его до истерики, которая и не снилась никакой даже культовой комедии.
 Действие в СТЭМе строится так: изначально абсолютно реальный житейский конфликт в течение нескольких минут доводится до полного маразма, когда актеров «выносит» из области более или менее продуманного текста в откровенную импровизацию. И вот что удивительно: клоуны сразу обозначают собственную ирреальность “нечеловеческими” костюмами и гримом, а СТЭМ во всем этом абсолютно не нуждается. По большому счету не надо никакого реквизита и декораций! Разве что пара стульев и стол. Вывод: СТЭМ - это искусство полного постановочного примитива.
 Дополнительная историческая справка (ради справедливости): СТЭМ напоминает такое явление, как «бедный театр», придуманный великим английским режиссером П.Бруком. Только там декорации были удалены, чтобы не мешать зрителю сосредоточиться на человеческом образе. В «нищем театре» СТЭМа лишние детали часто мешают восприятию происходящего.
 Впрочем, за такую «дешевизну» своего успеха СТЭМ должен платить свою безусловную цену. Он не может не быть актуальным! И герои, и ситуации должны быть абсолютно близки и узнаваемы зрителем! Иначе он просто не угадает реальный прототип за «нагромождением маразма». И чем эта узнаваемость более конкретна, тем больше вероятность успеха!

Игра
 Умение играть - то есть моделировать ситуацию - уже само по себе восхитительное свойство человечества! Из детских кубиков и тряпичных кукол в конце концов и родился Его Величество Театр!
 Но мы будем сейчас говорить о соревновательной составляющей игры. Вы никогда не обращали внимания, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт классиков жанра? А ведь исполнительский уровень в первом случае заметно ниже, чем во втором! Конкурс «Евровидение» из года в год оплевывается по полной программе, но из года в год количество его зрителей не уменьшается, а наоборот!
 Разгадка - в соревновании! Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. Там естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на  спортивной площадке или даже за семейным столом - это спектакль! Кроме того, в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество - его «одноразовость», а отсюда - неповторимость. В этом смысле КВН - это «театр одного спектакля», театр, в котором всегда премьера! И во время этой премьеры участники всегда  стремятся показать лучшее, на что они способны!
 Чуток древней истории: конкурсы, похожие на КВНовские, проводились в Древней Греции еще более 2500 лет назад. Дело в том, что комедия, как жанр родилась из мистерий, которые разыгрывались на праздниках Диониса (куда без него?). Первое время древние греки показывали комедии всего лишь несколько дней в году на этих самых праздниках. Так вот, при этом в зале сидело жюри! И в конце праздника (который теперь назвали бы Фестивалем) десять уважаемых граждан решали, чей спектакль лучше, и вручали призы лучшему автору и лучшей труппе! Комментарии излишни, Дионис - мужик!
 Сейчас трудно сказать, руководствовались ли «отцы-основатели» КВНа подобным анализом. Скорее всего, это было, конечно, озарение, потому что никаких непосредственных аналогов, за которые можно было бы зацепиться, в то время просто не существовало. Причем, не только у нас, но и за рубежом. Ничего подобного не было не только на телеэкране, но и на сцене. Причем, не существовало тогда не просто подобной телевизионной игры - не существовало никаких телевизионных игр вообще (даже в Америке)! Единственное, от чего можно было в этом смысле отталкиваться - это от школьной викторины «Знаешь ли ты доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС?»
 Хотя с другой стороны, «отцы-основатели» изначально придумывали совсем другую игру. . . Едем дальше!

ВВВ и КВН
 В 1957 году трое молодых людей - врач Альберт Аксельрод, инженер Михаил Яковлев и журналист Сергей Муратов принесли в Редакцию программ для молодежи Центрального Телевидения идею викторины под названием «Вечер Веселых Вопросов». Идея понравилась, и ее осуществили. Раз в месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой стала выходить в прямом эфире (другого тогда просто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно викторина между студенческими командами московских ВУЗов - и ничего больше! Разве что вопросы и задания подразумевали некую толику юмора.
 Но на четвертом выпуске произошла «катастрофа». Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, шубе и ушанке, да еще принесет с собой фикус.
 Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых - такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса многосотенная толпа людей, сопревших в шубах майским вечером, да еще отягощенная нелегкими кадками с фикусами смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. А о передаче забыть. . .
 Но через два года мужественные люди из молодежной редакции ЦТ не побоялись вновь связаться с теми же авторами. И 8 ноября 1961 года из Первой студии на Шаболовке вышла в эфир первая передача под названием «КВН».
 И эта передача тоже была по началу чистой воды викториной. Правда, временами веселой, - но веселой на уровне массовика-затейника, предлагающего собравшимся нечто вроде бега в мешках. В принципе - это было соревнование скорее не остряков, а эрудитов. И оформление студии представляло собой «стадион эрудитов». И в первой КВНовской песенке пелось:
  Станем эрудитами в нашем КВН...
 А дальше - не сразу, а очень постепенно, на протяжении нескольких лет с передачей стали происходить удивительные метаморфозы. В ней все меньше стало оставаться от викторины, и постепенно стали появляться всем знакомые конкурсы: приветствие, разминка, домашнее задание, БРИЗ, конкурс капитанов. И сами конкурсы постепенно стали играться по-другому. В них все меньше оставалось вопросов на эрудицию, они становились все более зрелищными, сценическими, театральными.
 Популярность телевизионной передачи, а потом и, собственно, игры стала просто феноменальной! В КВНовские вечера улицы действительно пустели. Его смотрели все (хотя, к слову сказать, далеко не всегда оставались в восторге. . . Чувствуете связь времен?..). В ту пору это то была единственная игра, единственная развлекательная молодежная передача и единственная юмористическая программа одновременно. К тому же в ней были совершенно особенные ведущие: сначала сам Альберт Аксельрод, потом к нему присоединилась молоденькая Светлана Жильцова, а в 1964 году Аксельрода сменил Александр Масляков, который был в ту пору студентом 4 курса!
 Такую передачу просто не могли не смотреть!
 В конце 60-ых над КВНом потихоньку стали сгущаться тучи. Хрущевская «оттепель» кончилась. И начальство стало пристальнее прислушиваться к тому, что студенты говорят. А говорили они уже довольно много и довольно смело. Господствующую в СМИ цензуру обходили все более изощренными путями. Иначе и быть не могло: ведь кто был смелее - тот выигрывал!
 КВН перевели на видеозапись. Его окружили разнарядками на команды институтов, заводов и городов. Начальству все меньше нравились «нерусские» фамилии капитанов. Игру стали разворачивать обратно - в эрудицию, к «бегу в мешках». Передача сопротивлялась, трещала по швам, разваливалась, но - выходила, постепенно теряя былую абсолютную популярность. В конце концов, когда в 1972 году ее закрыли, многие этого как-то даже и не заметили...
 Впрочем, закрыли только передачу. Игра осталась. И хотя официальные турниры «не поощрялись» (городское первенство к середине 80-ых проводилось только в Одессе), но правила знали все. И почти каждый в своей жизни хотя бы разок этой игрой побаловался - в школе между классами, в пионерском лагере между отрядами или в институте между факультетами.
 Игра продолжала «саморазвиваться», но. . . За это время забылись традиции КВНовских жанров, “ноу-хау” подготовки и исполнения различных конкурсов. А никакой теоретической литературы КВНщики 60-ых после себя не оставили...
 Словом, когда грянула «перестройка», и Александр Масляков (редактор), Андрей Меньшиков (режиссер, бывший капитан команды КВН Московского инженерно-строительного института) и Борис Салибов (автор, бывший член команды КВН Одессы) почувствовали, что в этих условиях телевизионная передача «КВН» может быть вновь востребована, выяснилось, что играть-то в него по-хорошему почти никто не умеет!
Из двухсот присланных заявок создателям передачи с трудом удалось набрать шесть команд. Ситуация усугублялась еще и тем, что все понимали: «КВН-86» не может быть просто копией «КВН-66» или даже «КВН-71». За эти годы не просто изменилось мировоззрение людей, изменилось отношение зрителя к телевизионному зрелищу. Телевидение стало цветным и гораздо более динамичным. Никому уже даже в голову не могло прийти, что передача может продолжаться 4-5 часов, как в 60-ых! А ведь по-другому не умели не только играть, но  и снимать.
 И все началось сначала. Методом мучительных проб и ошибок. Под постоянным «прессингом прессы» в том смысле что «старый КВН был лучше». А он был уже не лучше и не хуже. Он был просто другой!

Так что же такое КВН?
(Вопрос второй, но - не последний!)
 Итак, разобравшись (или сделав вид, что разобрались) с происхождением игры, жанра, понятия, телевизионной передачи, - словом, всего того, что принято называть КВНом, двигаемся дальше!
 Всякая великая идея в основе своей - проста и естественна. КВН - не исключение. Если попытаться сформулировать его правила, то окажется, что и формулировать-то нечего: две или более команд соревнуются в одном или более конкурсах, тема и жанр которых могут заранее определяться организаторами, а некое жюри потом определяет, кто из них оказался лучше. Все! Все дополнительные правила - суть уже не правила, а традиции. И любое действо, которое отвечает этой элементарной формулировке, в принципе, можно назвать КВНом. 
 И все-таки, что такое КВН?
 Ну, наверное, КВН - это все-таки соревнование в остроумии. Это определение подходит для тех, кто собирается только поболеть в зале или у телевизора, поскольку оно дает критерий субъективной оценки выступлений.
 Ну а для тех, кто собирается играть, придется все-таки ввести еще одно уточнение. КВН - это соревнование в собственном остроумии. Инсценировка старых анекдотов, юмористических полотен из бескрайних просторах Интернета, или даже сочинение собственных выступлений путем перекомпоновки шуток других команд - это, простите, не КВН. Хотя, увы, многие этим занимаются, считая себя вполне законными КВНщиками. Нет, ежели Вы «бомбите» в узком кругу (скажем, лишь для своего класса, факультета, цеха, офиса и т.д.), то на здоровье! Но если вы решите выйти на широкий общественный простор на уровне хотя бы своей городской или региональной КВНовской Лиги, то вам  придется уже знать, чем отличается приветствие от разминки, а музыкальный конкурс от домашнего задания, то есть познакомиться с традиционными КВНовскими конкурсами.
 И, наконец, если вы почувствовали, что КВН для вас нечто большее, чем способ убийства свободного времени, то вам придется открыть для себя законы жанра. КВН сегодняшний - это ведь вполне самостоятельный жанр сценического искусства (позволим себе это слово!), имеющий свои довольно характерные законы. И эти законы часто противоречат общепринятым.