«Четыре я стрелы пущу,
И четверым я отомщу,
Злодеям гнусным четверым,
Старинным недругам моим.
Одной стрелы уж нет – пронзен
Злой Эппльярд, и умер он.
Стрела вторая ищет встреч
С тобою, мастер Беннет Хэтч.
Третьей стреле сэр Оливер мил,
Что Гарри Шелтона убил.
Сэр Дэниэл, исчадье зла,
Тебе четвертая стрела!
Они черны и до конца
Вонзятся в черные сердца!
Они без промаха летят
И никого не пощадят.
Джон Мщу-за-всех из Зеленого леса и его веселые товарищи.
Кстати, у нас в запасе есть стрелы и хорошие пеньковые веревки для всех ваших сторонников» (Роберт Льюис Стивенсон, «Чёрная стрела»)
«Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние – тяжки. Союз с немилым – страдание, страдание – разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей – мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании».
Будда Шакьямуни из Оленьей рощи и его страдающие аскеты.
Кстати, у нас в запасе есть ещё много лютой дуккхи, которая запутает всех ваших сторонников на Восьмеричном пути (Сутра о Четырёх благородных истинах «Дхармачакра-правартана-сутра»)
Давненько не писал я классического репортажа с игр. Ещё вчера я и подумать не мог, что начну его так: я не люблю КВН.
Этот репортаж, скорее даже обзор, а ещё скорее опус – первая стрела, которую я сам пускаю себе же в сердце. И второй не будет. Герой повести Стивенсона Джон Мщу-за-всех славен не тем, что любит какой-то там КВН, он славен тем, что не врёт, как Мюнхгаузен, и не промахивается. А уж врать самому себе вообще последняя мерзость. Итак, признаюсь себе и вам, что я не люблю КВН. Это будет понятно любому из вас, если медитировать о КВН методом випассаны, то есть разделить его на элементы. Разве кто-то любит платить взносы, влезать в долги? Нет. Отрывать себя от нормальной жизни на целые недели, наполненные зачастую скучными и безрезультатными авторскими сессиями? Не думаю. Смотреть, как от ваших усилий камня на камне не оставляют на редактурах? Очень вряд ли. Нервничать, не спать, бесконечно репетировать… Мы даже юмор не любим, мы любим ржать. Понятия вроде бы близкие, но из общего между ними только буква «р». А разве чтобы поржать нам нужна вся предыдущая цепочка? Нет. Нам нужны только впечатления – в зале, на сцене или вовсе после игры. Поэтому я, например, не так уж люблю КВН, как люблю поржать и побухать. Но так получается, что кавээнщики самые смешные собутыльники на свете, поэтому по доброй воле я из КВН никогда не уйду. Это жизнь, это надо понимать. Впрочем, не надо тут ничего понимать. Даже если у вас вдруг каким-то чудесным сатори удастся понять жизнь, ничего это понимание вам не даст, кроме самого себя – лишняя смысловая нагрузка в ваш и без того не лёгкий жизненный багаж. Вместо понимания жизни вы лучше её живите. Пока вы будете что-то там понимать, простые выпивохи из КВН будут с удовольствием опьяняться эмоциями. Этого добра тут навалом, поэтому я так хорошо выгляжу для своих лет – я энергетический пломбир. Херовый каламбур, я знаю. Наверняка потому что написан мной в туалете. Видали в сколько подтекстов могу? Не хуже «Флэш-Рояля». Люди с пониманием жизни таких каламбуров не публикуют, они с серьёзным видом волокут свою смысловую нагрузку в гору существования. Что я могу им сказать? Идите на свой заоблачный Кайлас и там погибните! Но не от моей первой стрелы, а от собственной второй стрелы, которую такие вот многомудрые архаты клонируют в третью, потом в четвёртую, пятую и так далее по кругу сансары. Я так не промахиваюсь и никому не советую. Я пускаю первую стрелу объективного страдания себе прямо в сердце. Тут, кажется, пора кое-что объяснить о стрелах. Это такая аллегория у буддистов. Первая стрела – это объективное страдание. Вторая – страдание о страдании. Мы болеем коронавирусом – первая стрела. И переживаем, что заболели, что изолированы, что теряем деньги и терпим прочие неудобства – вторая стрела. Разве она кому-то из нас нужна? Считается, что её эффекта можно избежать. Но если вы не бодхисаттва, то у вас не получится, и вы поймаете боль от третьей стрелы – сожаление, что не смогли избежать второй. И так до бесконечности. Я осознанно принимаю первую стрелу, не пытаюсь уклониться, ибо это невозможно, бессмысленно и запускает у нас в головах 3D-принтер, печатающий стрелы. Мне хватает одной. И коль скоро нумерация ей не нужна, то пусть единственная стрела будет чёрной.
Первый четвертьфинал Центральной лиги Москвы и Подмосковья был очень слабым. Субъективно самой слабой игрой в истории лиги. Особо просветлённые обзорщики из своей сансаровой трубы на моём месте наверняка бы начали ритуальные пляски на могиле фразы о том, что КВН уже не тот. И они может быть даже были бы правы, потому что на самом деле много знают об игре и понимают её. Но мне с этими кравченко, косяковыми и басковыми уже давно немного не по пути. Мне бы крафтового пивка глотнуть и лишними разговорами поморочить вам балабошки. Все приколы считали? Их тут три. Без обид, парни. На самом деле всех уважаю, просто никого не смотрю практически. И уважаю искренне. Например, то, что делает последнее время Крафти, дорогого стоит в самом буквальном смысле слова. Для меня внезапный взрыв радости в глазах некого И. Панчикова бесценен. Сам я так не могу. Не взрываться радостью, с этим без проблем, а помогать командам с финансированием. Не могу, да и не особо хочу уже зарабатывать на своём контенте. Как мы выяснили в самом начале, я КВН люблю не так сильно, как пить. Последние годы прошедшие игры у меня в памяти особо не задерживаются. Отвёл онлайн – и всю мозговую активность трачу на восприятие тусовки и попытки написать стихи Наташе Петровой, «являющейся, в свою очередь, галлюцинацией какого-то пьяного старшины». Даже и не знаю, что бы я сейчас делал без нашего же онлайна с «Уже не того» – ничего не помню.
В начале игры я зачем-то начал орать с места о том, что не может такого быть, чтобы ни у кого в зале не было дня рождения. Так себя вести нельзя, конечно. Но Михаил Ярченко забавно отреагировал и получил дополнительный ход на разогрев зала на ближайших играх. А я теперь ещё и стендапер. И вот вам парадокс дней рождения. Он на самом деле не о количестве людей в группе, у которых на конкретную дату выпадает день рождения, а о том, что в группе от 57 человек и выше вероятность совпадения дней рождения превышает 99% Простите, я гуманитарий, как Сергей Назаров. Тем не менее парадокс мощный и по сути я скорее всего прав насчёт того, что даже в ополовиненном зале на 800 мест точно присутствует хоть один именинник. Не стесняйтесь признаться, чего вы? Юсиф Юсифов не постеснялся этого сделать на третьей игре, так что все мы на чудесной машине юмора и времени переместились в тёплое 6 августа, а через 71 дополнительный день нашей жизни пришли на первую игру регулярного сезона ЛаМПы, которая не порадовала, как я уже говорил. Но не то чтобы совсем не порадовала. «Леон Киллер» и «Вояж» это сделали. Причём вторые нормальным КВН, а первые рабочим и понятным внутряком. Евгений Донских не устаёт просить команды избавляться от него, но у меня после этих трёх игр предчувствие перерастает в робкую надежду, что внутряк в ближайшее время станет модным направлением в игре. Смотрите, вот «Киллеры», «Флэши», Камышлов, Сборная бывших, отчасти «Тьюринги», немного +7 со своими читерскими ходами, «Нате» с кружевами рефренов пока не окончательно завязали с КВН. Были такие гэги у «Мастера Муси РЭУ им. Г. В. Плеханова» и «Юрика» из второго четвертьфинала. Весь этот над- под- и околоКВН третьего дня. И обычные зрители большинство этих ходов тоже понимают, как ни странно. Лично я эгоистично надеюсь, что внутряка будет становиться всё больше, это же самая лакомка – щёчка Наран Дышеновой. Внутряк, конечно, не сможет навечно прописаться в общедоступном КВН. Он уйдёт, как ушло обшучивание рекламы, карусели шуток или игры с микрофонными стойками. А если он не навсегда, то почему бы его не впустить? Мы же гостеприимные, как шутила та же Сборная бывших. КВН сам по себе штука гостеприимная – он кого хочешь вылюбит и высушит, обратная ситуация невозможна. Да и сами подумайте, как не логично получается, что внутряковый «Леон Киллер», смешно показывая неправильный КВН, выигрывает у команд, которые не смешно показывают правильный КВН. Зачем тогда спрашивается вообще нужен такой правильный КВН, если он не «В» и не «Н», а неправильный КВН, который формально только «К», по факту как раз и «К», и «В», и «Н»? Да, возможно эта игра показалась такой слабой из-за того, что МСЛ оказалась весьма удачной. Очень может быть. Но на «Кантиане» я не выдержал и вышел из зала в туалет, а я так стараюсь не делать. Чётко могу вспомнить только один раз до этого. Простите западные друзья, но страдания надо принимать только с первой стрелой. И выше обозначенных вопросов всё это не отменяет, учитывая то, что «Киллеры» убивали ещё и обыкновенным номером с предыдущей ученицей Гарика.
И ещё пара слов о гостеприимстве, но уже в прямом смысле этого слова. Спасибо за него Андрею Рассадникову с Варей Агафоновой, Анастасии Маневой, хотя её самой не было, и неизвестной девушке. Это не я допился, она правда неизвестная. Мы в какой-то момент почему-то ушли из «Металлурга», который в этот раз был уж совсем мета-, и вернуться в него уже не удалось. Та же проблема, насколько я понял, затронула и Дарью Пугачёву из «Вояжа», но могу ошибаться. Проговорив полчаса о жизни, смерти и Аллахе с прохожим кавказцем, я попытался заселиться в соседний хостел, но на ресепшене никого не было и по указанному телефону никто не отвечал. Спустя несколько минут со второго этажа спустилась та неизвестная девушка. Я спросил можно ли заселиться, но она сама была гостьей и выселялась. Тогда я просто пошёл и лёг на её место. Скучно жить без приключений. Стреляйте чёрной стрелой страданий прямо себе в сердце, незачем ловить вторую.
Благодаря этому приключению сумел провести весь следующий день, как настоящий кавээнщик и блогер – с утра до ночи сидел в «Планете КВН». Опыт сам по себе интересный, но вот занимательных событий особо не было. КВН – это в первую очередь всё же изнурительная многодневная работа ради полутора часов сценического кайфа, а уже потом то, что я люблю ещё больше. А представляете каково проигрывающим командам? Тут очень сложно не словить вторую стрелу страданий.
Второй четвертьфинал получился намного лучше первого. В какой-то момент уже хотелось кричать «Довольно!», чтобы золотая антилопа юмора прекратила стучать копытами. А команды всё выходили и выходили, смешили и смешили. Началось всё с самарской команды 2х2, которая выступала первой. И не заканчивалось практически до конца. Не зашёл только тверской «Макинтош», хотя по материалу у них тоже всё было вполне достойно, просто зал уже устал. А в остальном энергетика у игры была бешенная. Уже не хотелось ничего критически оценивать и писать репортаж, а хотелось просто смеяться, но я всё же немножко критиковал. В основном претензии были к подаче и плотности, а шутки как таковые вопросов почти не вызывали. Активными, но немножко не живыми были те самые 2х2. Не хватает пока актёрского опыта команде «Там-Тут» из РУДН. Та же проблема у Аланы Чочиевой из «Мастера Муси РЭУ им. Г. В. Плеханова», а больше у неё нет никаких проблем ни с чем – всё огонь. «Юрик» тоже огонь, но другого гендера. Хотя им бы как раз добавлять в тексте. «Решка», «Крышка» и кёрлингистки вынесли мозг «космятиной». Сборная ВГАУ в лице Макса Семенихина хотела бы играть как раз в этом стиле, но пока остаётся вполне классической командой, причём возможно лучшей классической командой сезона. Я потом ещё дважды смотрел их выступление в других лигах – этот самолётик летает при любой конструкции крыльев.
В общем так, разница между первым и вторым четвертьфиналами такая, как будто упал с 12 этажа, только не вниз, а вверх – дух захватывает, но летишь не к своей смерти, а куда-то в небеса. Впрочем, нам буддистам без разницы в какую сторону лететь – это всё иллюзии. А вот командам третьей игры очень важно куда лететь, всем хочется в Высшую лигу.
«Рязанский проспект» для этого второй раз меняет лицо. Концепция пацанов с окраины им очень подходила, но не подошла Вышке. Теперь они более классическая команда с разводящим Ильёй Горбачёвым, бывшим дядей Витей. Сергей Бондарь отодвинут в линейку и не выделяется практически ничем. С юмором всё нормально, но самое смешное было внутряками и самоиронией. Представляю, что на это может сказать Александр Васильевич. А я могу сказать, что желания, работоспособности и любви к КВН им не занимать – моментально пересобрались и новый конструкт не смотрится сырым.
Сборная молодых учёных Росатома немного опоздала к финалу Премьерки, но всё же написала чемпионское выступление. Материал очень хорош, особенно лента Мёбиуса рефренов. Павел Волик выучил латынь, а шутки о гуманитариях стали менее обидными и более смешными. Эти два факта скорее всего связаны. Пара Максима Пряхина и Артёма Котова вышла на проектную мощность. Желаю не растерять этого всего и продолжать бороться с любимчиками тусовки практически на равных.
Одни из таких любимчиков «Дети Тьюринга» начали своё выступление не лучшим образом, но смешно. То есть шутки смешные, но Марк Величко подавал их с оговорками и осечками. А потом вышла Ксения Корнева и начались разносы, рефрены, пасхалки и прочее уничтожение тусовки, вплоть до того, что у меня из рук выпал телефон. Всё прямо в сердечко первой стрелой. А вместо острия у неё массажёр для головы.
«Флэш-Рояль» показывал смешной КВН для кавээнщиков. В том смысле, что понять его могут все зрители, но прочувствовать все глубины только искушённые. Многие говорят, что им надо меняться. А сами они не хотят. И я их могу понять, меняться в сторону упрощения не интересно, а в сторону усложнения уже кажется некуда. Возможно даже, что они просто опередили своё время и поэтому нарвались на некоторое недопонимание. Есть ощущение, что они так нацелены на будущее, что, слушая на разминке ответы о черешне, с трудом вспоминают, что это про них. А если им сказать о подвидах карасей, то они полезут гуглить, что такое рыба.
«Дайте посмеяться» закрывали эту феерию феерией. Их формат позволяет им делать совершенно недоступный другим юмор. И пусть он иногда подозрительно напоминает конкретные шутки из американских сатирических мультсериалов, однако это абсолютно новое слово в КВН. Хотя для кого-то это не КВН вовсе. Но как же это может быть не КВН, если они разминку выигрывают? А что тогда КВН?
И раз уж речь зашла о ситуативной разминке, то она оказалась заметно хуже приветствия, хотя в ней тоже было много внутряка и попыток играть с формой. Только вот тут игр уже недостаточно, если нет смешных ответов, а их часто не было. Конкурс выиграла Ксения Корнева.
Все команды этой игры играют до финала по накопительной системе, что правильно и хорошо для всех: и для зрителей, и для команд, и для лиги.
Напоследок надо сказать, что весь этот этап воспринимался, как маленький фестиваль в Сочи. И недавние четвертьфиналы МСЛ так воспринимались. И молниеносный сезон Премьер-лиги. Фестиваль лиг Москвы и Подмосковья вообще всегда так воспринимается. Поэтому и обзор у меня получился такой сочинский. Всё это было очень весело, позитивно, душевно, тусово. А в Крым я не ездил. Получается, что весь этот ужасный 2020 год с моей точки зрения сквозь призму КВН просто-напросто чудесен. В удивительное время живём. А ведь два года назад я ехал в Сочи с Мудриками, чтобы вместе с ними окончательно убить в себе КВН. Они вроде бы смогли. Я же помню, как попрощался с фестивалем и морем, поплакав немного в одиНочестве, а наутро по дороге в аэропорт понял, что никогда не уйду. Буддисты всё считают иллюзией, поэтому счастье и страдание для них тождественны. И когда я говорю о единственной стреле страдания, которую пускаю себе же в сердце, я говорю скорее о том, что эта стрела счастья и любви. При этом на самом деле нет никакого сердца, которое может любить КВН, нет и никакого стрелка, который может его не любить, а есть только бесконечный полёт стрелы, который создаёт всю эту цепочку переживаний, которыми я не устаю наслаждаться.
С уважением, чёрная стрела джаны