8 ноября, в день рождения КВН, социальные сети кавээнщиков пестрят постами благодарности игре, давшей многим дорогу в жизнь. Наряду с бесконечными «спасибо за возможность реализовать себя в творчестве», «спасибо за единомышленников и друзей» встречаются и слова благодарности за любовь, обретённую в годы кавээновских ристалищ, за семьи, образовавшиеся благодаря КВН.
Об одной такой кавээновской семье пойдёт речь в третьем – заключительном – эпизоде интервью с участниками команды-сериала «Копы» (Кемерово), записанном на январском Сочинском фестивале «КиВиН-2020».
– Все участники команды, с которыми я успела пообщаться, утверждают, что капитан «Копов» и по совместительству твой молодой человек Роман Ганичкин – гений. Встречалась даже формулировка «чёртов гений». Каково это – быть музой гения?
Полина Ганичкина (на момент записи интервью – Полина Ворожейкина): Хо-хо-хо… Это, конечно, очень громко сказано. Хотя на самом деле, да… Скажем так, «загоны» талантливых людей у Ромы есть. Я уже научилась, что главное – поддерживать его во всём и разделять, где я Ромина девушка, а где – сокомандница. Во втором случае мне можно высказывать своё мнение, и оно, возможно, будет услышано (улыбается). В первом же случае я просто Рому поддерживаю, и тогда у нас всё получается хорошо. Для Ромы главное, чтобы ему доверяли.
– Высказывая своё мнение, часто случается делать это не напрямую, прибегать к женским уловкам?
Полина Ганичкина: Я так вообще не умею. И это абсолютно бесполезно. Я говорю прямо. Возможно, ему это не понравится, и мы поругаемся. Но я точно знаю, что Рома меня услышит, даже если скажет «Нет, ты не права».
– Не рациональнее ли избегать лишних ссор, подавая, например, мысли таким образом, словно они Роме сами в голову пришли?
Полина Ганичкина: Я так не умею, правда. Надо, наверное, учиться делать это грамотно, если, конечно, это не какое-то лицемерие.
– Я бы не называла женскую хитрость лицемерием. Например, когда высказываемыми сомнениями и вопросами помогаешь ему самому увидеть то, что благодаря интуиции замечаешь раньше него. Или просишь кого-то другого озвучить своё мнение. Ведь это щадит мужское самолюбие.
Полина Ганичкина: Я поняла, о чём ты. Иногда у нас бывает такое. Когда вижу, что если сама Роме что-то озвучу, он это не воспримет, прошу кого-то из девчонок – тех, кто является для него авторитетом.
– Как вы с Ромой познакомились? Как развивались ваши отношения?
Полина Ганичкина: Изначально мы очень долго дружили. Я играла в команде КВН «Всё серьёзно». Рома играл в другой команде, а потом создал новую, куда и позвал меня посидеть на звуке, пока у них никого не было.
– Почему он позвал именно тебя?
Полина Ганичкина: Он был знаком с девчонками из команды «Всё серьёзно» (сейчас в «Копах» у нас одна только Женя Цупрунова осталась из того состава) и попросил, чтобы кто-то из нашей команды посидел у них на звуке. Девчонки сказали, что я смогу. Я действительно согласилась и пришла. Так мы познакомились. Это было в Кемеровской студенческой лиге. Ромина команда называлась «Рок-н-ролла». Я сидела на звуке. Мы стали общаться. А затем уже я позвала Рому во «Всё серьёзно».
– А когда ты именно Рому позвала во «Всё серьёзно», что тобой двигало?
Полина Ганичкина: Я вообще не помню, почему. Мы на тот момент были хорошими друзьями, постоянно разговаривали на какие-то задушевные темы. Может быть, потому что мне просто было прикольно с ним общаться. Не знаю, зачем его позвала.
Именно в этот момент по холлу «Жемчужины», где мы записывали интервью, прошествовал Роман Ганичкин. При виде его Полину осенило.
Полина Ганичкина: Ах, да! Он же ещё жутко «накосячил», когда я его позвала. Мы только начинали играть командой «Всё серьёзно». И когда первый раз поехали в лигу «Азия» (Красноярск), позвали Рому на звук. Уже там выяснилось, что Рома абсолютно не умеет сидеть на звуке. Когда он включал что-то, ничего не включалось, и вместо того, чтобы пытаться как-то исправлять ситуацию, Рома просто смотрел на нас и разводил руками (улыбается). После этого я кое-как уговорила команду оставить Рому играть и писать.
– Как зарождалась команда-сериал «Копы»?
Полина Ганичкина: Рома любит американское кино про полицейских. Фильмы Лесли Нильсена, «Полицейскую академию», «Бруклин 9-9». Я тоже их люблю, мы обожаем эту атмосферу Америки 80-х. И Рома всю жизнь мечтал высмеивать стереотипы о копах, делать какие-то СТЭМы. Он начал их делать ещё в команде «Рок-н-ролла». А когда «Всё серьёзно» перестали играть, у Ромы ничего не было в КВН – мы только ходили на студлигу в качестве членов жюри. И как-то стояли на крылечке, болтали, смеялись и говорим: «А давайте сделаем команду, в которой все будут копами. Может линейка, СТЭМ… Прикольно же, если мы будем показывать кино!». Начали пробовать, и всё завертелось.
– В каком году это было?
Полина Ганичкина: Это было два года назад. Мы тогда отыграли «Копами» сезон в лиге «Кузбасс». Но это мы больше баловались.
– Как вы прописывали персонажей, в какой последовательности они придумывались?
Полина Ганичкина: Изначально был детектив JJJ – Рома Ганичкин. И был стажёр Кевин Смит. Хотя сначала стажёра звали Егором, потому что его играет Егор. Стажёр не был ключевым персонажем изначально. Мы уже потом придумали, что история подаётся от его лица. На первых порах подача шла от детектива – он был главным. В команде играли детектив со стажёрами: Рома Ганичкин, Егор Донских и Ксюша Щеглова, которая сейчас выходит как злодей, ниндзя и прочие. На данный момент у неё нет определённого образа. Я была на звуке. Мы с Ромой долго конфликтовали из-за этого. Он уделяет большое внимание звуку, потому что звук создаёт атмосферу. Рома говорил, что ему было бы спокойнее, если бы на звуке была я: он во мне уверен, я хороший звукач, всегда рядом, со мной в любой момент можно репетировать. И вначале я зачем-то с этим согласилась. А потом мы очень долго спорили, и в итоге я тоже стала играть.
– То есть твоё желание быть на сцене он сначала не поддерживал?
Полина Ганичкина: Да, прям категорически. И у нас, кстати, только сейчас наконец решился вопрос со звукачом. И то – человек скоро женится, и, возможно, мы его тоже потеряем.
– Какой образ тебе придумали?
Полина Ганичкина: Я стала играть стерву из ФБР. Потом появилась Женя Цупрунова – судмедэксперт. Хотя изначально Рома придумал, что она будет секретаршей. Такой стереотипной – глупой, сексапильной. Хакера в команде ещё не было. А потом случайно одной шуткой мы придумали путану Джессику, её стала играть Элина Альес.
– Можешь припомнить, что это была за шутка?
Полина Ганичкина: Мы накидывали идеи, что может происходить в полицейском участке. И я придумала шутку, когда в участок попадает путана, её спрашивают: «Что ты видела?». А она отвечает: «Да чего я только не видела!» (смеёмся в голос). Эта шутка встала в выступление, а потом нам сказали, что это очень смешно, когда есть такие дурацкие и неподходящие друг другу персонажи, как детектив, путана, сдумедэксперт, агент ФБР. Наш редактор Кирилл Денисов сказал: «Прикольно, когда вы все вместе так бегаете». И мы прописали Джессику на постоянной основе.
– Кирилл Денисов из вашей дружной лиги КВН «Кузбасс»?
Полина Ганичкина: Да, мы с ним вместе играли в команде «Всё серьёзно». Он наш друг, мы с ним очень хорошо работали в Кемеровской лиге.
– А кто играет хакера?
Полина Ганичкина: И хакера, и судмедэксперта играет Женя Цупрунова. Мы долго думали, может ли один человек играть двух персонажей. У нас же кино. Потом пришли к решению, что всё-таки это КВН, а в нём возможно всё. Ещё у нас есть Максим Бакланов, он играет разных злодеев. Хотя когда Максим не мог с нами ездить, за него эти роли играли и Ксюша Щеглова, и Руслан Косяков. Руслан присоединился к нам недавно. Он из команды «Смородина». В прошлом году они играли в Премьер-лиге, вылетели из неё, сыграв одну игру, и распались. Сейчас Руслан играет любого недостающего персонажа, их ведь очень много: у нас всегда есть бармен, официант, какой-то дополнительный персонаж на улице…
– У вас есть какая-то стратегия, линия развития сериала по нарастающей хотя бы на сезон, чтобы каждый раз было, чем удивлять зрителя, приковывать его внимание?
Полина Ганичкина: Чёткой стратегии нет. И никто её не знает. Нам так и говорил наш редактор Кирилл Денисов. Мы в лиге «Кузбасс» на редактурах очень долго сидим и общаемся. Мы говорим: «Кирюш, ну, тебе не нравится – подскажи, как сделать правильно». И он говорит: «А я не знаю». Потому что никто этого не делал до нас. И многие обычные кавээновские схемы с нашим сериалом не работают. Но сейчас мы хотя бы примерно понимаем, что можно делать в сезоне: как играть третий конкурс – музыкалку или домашку.
– Верно ли я понимаю, что вашей команде легче всего закрывать домашку и СТЭМ?
Полина Ганичкина: На самом деле нет. Есть обратная сторона медали: раз в визитке мы по сути показываем домашку, то в домашке или в СТЭМе должны всегда выкручиваться и показывать больше, нежели просто домашка или СТЭМ. Если обычная команда может показать СТЭМ, то мы уже его показали в приветствии. Соответственно нам надо показать какой-то более интересный СТЭМ, создать какие-то дополнительные условия. У нас было много рассуждений, как это делать: менять форму, персонажей, время, атмосферу… Нужно что-то постоянно менять. А что – непонятно. Отыграв два сезона, мы поняли, что наша концепция, где у детектива есть дело, и он его расследует, для некоторых выглядит как одно и то же. Были даже такие реплики от членов жюри на наших играх, когда на полуфинале или на четвертьфинале нас спрашивали: «А вы всегда будете одно и то же показывать?». А мы говорим, что в этом и суть. Просто каждый раз разное дело – как в сериалах. Но людям это надоедает.
– Но вы же можете выкручиваться, перевоплощаясь, например, в российских ментов. Или боитесь потерять атмосферу Америки 80-х?
Полина Ганичкина: Это лишь вопрос подвяза. В лиге «Кузбасс» мы отыграли уже два сезона – естественно, всем приелось. И на финале в последнем сезоне мы как раз вводили русских персонажей. Я, таким образом, стала играть не стерву из ФБР, а сотрудницу органов из России, такого смешного русского мента. Мы просто оправдывали это тем, что детектив, стажёр и вся эта компания приехали в Россию. Мы показывали атмосферу нашего сериала, но уже с другими персонажами.
– Может, всё-таки пора продумывать ту самую стратегию, о которой неустанно твердят опытные редакторы Высшей и Премьер-лиги?
Полина Ганичкина: Мы как раз сейчас и учимся это делать. Кое-что примерно поняли за два сыгранных сезона. Пробуем разные формы, пытаемся вычислить, в какой момент нужно форму менять, чтобы не было ощущения, что мы показываем одно и то же, и при этом сохранить атмосферу сериала. У нас есть разнообразие, на один сезон уж точно. Например, в прошлогоднем финале мы показывали музыкальный конкурс «Титры». Это непохоже на наш сериал, никак не является его эпизодом, но такая форма вполне логична, и она совсем другая. Зрителям она была интересна. Титры были смешные, с визуальными шутками. И мы так логично закрыли сезон.
– Дарю идею, только что пришедшую: ваш сериал могут переводить на разные языки. И вы показываете, например, японскую адаптацию.
Полина Ганичкина: Да, у нас была такая идея: права на сериал купили в другой стране. Плюс этой идей в том, что её можно делать неоднократно.
– Если вы претендуете на самостоятельное создание произведений массовой культуры, то сами должны питаться произведениями культуры элитарной. Так завещали Марфин и Чивурин. Чем вы подпитываетесь? В каких источниках черпаете идеи и вдохновение?
Полина Ганичкина: Рома не очень любит читать, он много смотрит фильмов и сериалов. В основном американское кино – разное, нестандартное. И смотря фильмы, Рома периодически вскакивает и восклицает: «О! Вот так можно сделать». Кино очень вдохновляет Рому – самое разное. Плюс всякие ситкомы, сериалы, в том числе старые – например, недавно мы пересматривали «МЭШ». Кино, музыка – это всё Ромина стихия. А я очень люблю читать, обожаю русских фантастов.
– Назовёшь конкретных авторов?
Полина Ганичкина: Братья Стругацкие, Сергей Лукьяненко, Марина и Сергей Дьяченко, Кир Булычёв, Вадим Шефнер, Макс Фрай. Я читала абсолютно все их книги. Печально, что они закончились – читать мне теперь нечего.
– Не отчаивайся, Лукьяненко, Фрай и Дьяченко могут ещё написать что-то новое.
Полина Ганичкина: Да (улыбается).
– Ну, и под занавес вопрос о планах на будущее. Каким тебе представляется счастье лет через пять – в личной жизни, в работе?
Полина Ганичкина: Это, наверное, прозвучит как-то слащаво. Но для меня важно, чтобы Рома был максимально успешным, и жизнь у него была комфортная. Потому что когда у него всё будет круто, тогда и у меня тоже. И я смогу заниматься, чем хочу. Безусловно, я знаю о Роминых мечтах. Надеюсь, что он к их реализации придёт, что они сбудутся. Например, делать сериалы, сниматься в них. Видеоигры – это тоже его голубая мечта. Я имею в виду глобальные американские продакшены, производящие всемирные игры. Опять же, Рома работает на радио и любит озвучку, он пробовал озвучивать сериалы. Так что я надеюсь, через пять лет мы будем жить где-нибудь у моря. Рома будет снимать сериалы, заниматься любимым делом.
– Где именно у моря? Есть конкретная точка на глобусе?
Полина Ганичкина: Даже не знаю. В Сочи, например, мне не хотелось бы жить. Это может быть Калифорния. Чтобы рядом был океан. Свой пентхаус. Мы бы завели собаку. И я бы сидела дома и писала книжки. Это моя мечта.
– И на каких языках вы бы творили на Калифорнийском берегу?
Полина Ганичкина: Наверное, на английском.
– Сочинять книги на английском? Это как же виртуозно надо владеть языком, чтобы создавать конкурентный продукт?
Полина Ганичкина: Нет, это я сейчас о Роме – об играх и сериалах.
– Очень приятно уже который раз замечать, что ты всегда прежде думаешь и говоришь о Роме, нежели о себе.
Полина Ганичкина: Ну, это правда так и получается (улыбается).
– А книги сочинять ты собираешься, естественно, на русском языке?
Полина Ганичкина: Да.
– Какой это будет жанр? Столь любимая тобой фантастика?
Полина Ганичкина: Не знаю. Не так давно я проходила что-то вроде курса личностного роста, где выполняла описания «Я через двадцать лет», «Я через девятнадцать лет» и так далее. И сдулась буквально через два года (улыбается).
– На этом курсе надо было идти именно с конца: от будущего к настоящему времени?
Полина Ганичкина: Да, сначала ты придумываешь итог, к которому стремишься, а затем прописываешь, как к нему придёшь. Важно придумать, что именно ты хочешь, а потом у тебя появляется много вариантов, как к этому прийти. И я тогда написала, что хочу работать в библиотеке. В тихом месте, где много книг. Я бы сидела и читала. Главное – это атмосфера спокойствия, книги вокруг. И думаю, что чётче я сформулировать не смогу, у меня с этим сложности.
– Неожиданно это слышать. Когда я думаю о написании книг, то чётко понимаю, о чём в них будет говориться, как будет подаваться материл, в каком жанре, приблизительный объём книги, вижу читательскую аудиторию, которой может оказаться интересным моё творчество. Не предполагала, что у кого-то может быть по-другому.
Полина Ганичкина: Я пока не знаю, что именно напишу. Но одно знаю точно: что мне хочется, чтобы оставалось в душе у людей после прочтения моей книги. Когда я читаю, например, Лукьяненко, мне прямо-таки хочется жить. Может, это пафосно звучит. Но я задумываюсь о каких-то крутых вещах: что такое добро и зло, что такое честь и достоинство. И сама себе отвечаю на эти вопросы. Не после каждой книги возникают такие мысли. Притом что в самой книге об этом не говорится. В ней просто какой-то сюжет, приключения героев. Автор не поучает напрямую, но как-то так делает, что я задумываюсь над важными вопросами. И мне бы тоже хотелось создавать такие книги.
Фото из официальных групп лиг КВН «Азия», «Кузбасс» и из личного архива команды.