Я УХОДИЛА, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬСЯ
Да, я вернулась… Говором чаек. Песней прибоя рассвет пробудив.
Что подвигло меня расчехлить блог на kvn.ru? Ну? А? Пародия на старшую сестру матери Вадима Казаченко? Нет! Ни за что не догадаетесь. Ничего личного, только золотые номера в «Тулип Инн Роза Хутор» и свежие новости:
Мы идём в сезон!
Точнее, мы уже в сезоне. Ещё точнее – не «в», а «на».
Эскадрилья кавээнщиков высадилась на «Новом сезоне» – втором неюбилейном фестивале онлайн-кинотеатров, проходившем с 7 по 12 сентября в Сочи. Среди прочих здесь были замечены сценарист и креативный продюсер «Камеди Клаб Продакшн» Антон Морозенко («ЛУНа», Челябинск), генеральный директор, креативный продюсер, сценарист и шоураннер «Руки Вверх Продакшн» Вадим Бакунев (РУДН, Москва), продюсер по оригинальному контенту «ОККО» Гавриил Гордеев («Парма», Пермь; «Друзья», Пермский край; «Без вариантов», Пермь) и креативный продюсер шоу «Камеди Клаб» Алексей Ляпоров (Сборная Пятигорска).
Или это не эскадрилья, а эскадрон? Не важно. Хотя правильнее было бы сказать – эскадрилья бывших кавээнщиков. Но кого мы обманываем? Не бывает бывших кавээнщиков. Особая прошивка мозга, а также неизменная поддержка друг друга теми, кто связан узами крепкой кавээновской дружбы. Такой поддержкой могут похвастаться разве что ещё евреи и армяне.
Таким образом имеются практически все компоненты для хорошей истории.
Место действия:
Сочи – самый красивый город Армении, как любят шутить о нём сами сочинцы.
Время действия:
Бархатный сезон, его ещё иногда называют еврейским.
Действующее лицо:
Антон Морозенко, лицо уральской национальности, капитан команды КВН «ЛУНа», сценарист («Холоп», «Секс: до и после» и др.), креативный продюсер «Камеди Клаб Продакшн».
МЫ ИДЁМ В «НОВЫЙ СЕЗОН»
Одним из ключевых событий деловой программы «Нового сезона» стала сессия «Точка входа». На ней представители онлайн-сервисов и производители контента обсудили варианты маршрутов, которые проходят авторы на пути их идеи к платформе. В тёплой дружеской атмосфере участники, а вместе с ними и весь зрительный зал обсуждали актуальный вопрос: как создателям контента попасть со своими идеями на платформу? Одним из спикеров сессии выступил Антон Морозенко. По окончании он дал интервью для сайта kvn.ru.
– Новый сезон КВН ежегодно начинается с фестиваля «КиВиН» в Сочи. На нём решается судьба попадания команд в ту или иную лигу. Продюсеры привлекают опытных кавээнщиков и подающих надежды новичков в свои творческие проекты. Решаются многие другие важные вопросы. А на фестивале «Новый сезон» вы по каким делам?
– 8 сентября была премьера нашего сериала «Секс: до и после». Это режиссёрский дебют Даши Мороз. Он прошёл очень успешно. Все подходили, говорили, как было смешно, хорошо. Отличные отзывы, я доволен. Теперь просто смотрю программу фестиваля. Для индустрии это хорошо, что так много проектов. Интересно, что сняли коллеги, что интересует людей с точки зрения сценария и вообще. И, конечно, общаюсь. Ищу новых операторов, режиссёров, актёров, актрис. Очень полезное времяпрепровождение. Фестиваль – это не только весело покутить, походить по вечеринкам и так далее. Все извлекают для работы какую-то пользу. Очень много людей подошло с заявками. Куча сценариев, которые надо прочитать. И вполне может быть, что из них что-то выйдет. Возможно, что-то хорошее.
– В каждой сценарной работе есть авторское высказывание. Какую главную мысль вы закладывали в «Секс: до и после», что хотели донести до зрителей?
– Это новелльная история. Четырнадцать новелл. И каждый увидит для себя то, что увидит. Такой небольшой срез. Мы как бы подглядываем за тем, что происходит до секса и после секса. Сам секс нас не очень интересует, для этого есть другие каналы, сайты и прочее – если вам очень нужен секс, вы там можете удовлетворить свои потребности. Нам важно не это. Нас интересует то, что до, и то, что после. Об этом сериал. Показаны абсолютно разные пары – и взрослые, и молодые. И разные ситуации. Донести?.. Я даже не знаю. Вы сейчас не дождетесь от меня глубочайшей мысли. Просто посмотрите в замочную скважину. Это интересно – посмотреть со стороны, что происходит. Это развлекательное кино.
– На «Новом сезоне» много всего развлекательного. Как и на «КиВиНе». Когда-то Эндрю Нджогу (РУДН, Москва) сказал мне в интервью, что искренне думает, что ни в Лас-Вегасе, ни в Майями, ни на Ибице – нигде в мире нет такого интересного, сумасшедшего, клёвого фестиваля, как в эти 8-10 дней в январе в Сочи. Вы первый раз на «Новом сезоне»? Как по ощущениям, здесь настолько же классно? Или на «КиВиНе» всё-таки вечеринки круче?
– Да, я первый раз на этом фестивале. Принцип вечеринок немного одинаковый у всех: пей и общайся. Но это нельзя сравнивать, потому что тогда мне было 25 лет. Градус веселья и отрыва теперь немножко ниже. На «КиВиНе» этот сгусток тестостерона огромный, просто лавина. Приезжают молодые, талантливые, амбициозные, не очень богатые люди, готовые пить всё, что угодно, и закусывать чем угодно. Жадные до общения. Это, конечно, ни с чем несравнимое чувство. Думаю, оно со мной останется навсегда. И такие вечеринки, как в «Жемчужине» в январе в Сочи – а я ездил на 14 фестивалей подряд – конечно, вряд ли где встретишь. Здесь может быть даже круче, дороже, богаче. И напитки поинтереснее. Но настроение! Ты его уже не поймаешь никогда. Потому что мне 43 года, и я уже не могу так весело плясать на барной стойке… И ещё много поступков, вспоминая о которых мы часто с ребятами смеёмся. Не буду их сейчас перечислять через запятую. Как хорошо, что в те времена не было мобильных телефонов, и ничего из этого не снималось.
– Всё, что было в Сочи, осталось в Сочи (смайл).
– Да, это осталось в Сочи. И слава богу. Никакого облака памяти. Разве только в головах людей. Было круто. Вспоминаю эти годы с большим трепетом.
– На «КиВиНе» есть градация. Если ты начинающий, то можешь попасть только на вечеринки в «Хрустальный», и только добившись успеха – в «Песочницу», а если очень повезёт, то и в «Склеп». На «Новом сезоне» попадать на вечеринки «могут не только лишь все, не каждый может это делать». В какой касте вы здесь оказались, и есть ли какие-то места, куда вас ещё не зовут?
– К счастью нет. Говоря на нашем кавээновском языке у меня здесь вездеход. Мне на все вечеринки приходят приглашения.
– А за чей счёт этот банкет? Я имею в виду ещё и проживание, перелёт. Для «КиВиНа» команды обычно привлекают спонсорские средства, а как здесь?
– Всё оплатили организаторы фестиваля, потому что я приехал с фильмом. Он в конкурсной программе. И всем, кто причастен – режиссёру, креативному продюсеру... Я как раз креативный продюсер.
– Среди кавээнщиков, читающих этот сайт, есть как потенциальные сценаристы, так и, возможно, будущие продюсеры. Что вы можете посоветовать начинающим?
– Первый совет немного банальный: строить свой чисто литературный фундамент, обогащать словарный запас. Прочитать классику – Чехова, Гоголя, Пушкина, Бунина, Куприна. Из более новых Довлатова, Ильфа и Петрова обязательно, Зощенко – если надо юмор оттачивать. Прокачать мышцу юмористическую. Это та база, без которой вообще никуда. Сразу видно, начитанный человек или нет. Не надо сразу читать «Историю на миллион долларов» Макки или «Как написать кино за 21 день» Вики Кинга. Специальную литературу можно прочитать потом. Ведь если ты отраслевые книги прочитаешь, но базы у тебя нет, получится колосс на глиняных ножках. Всё разрушится. Должен быть фундамент, чтобы строить своё высокое здание. Скольки этажным оно получится? Бог его знает. Каждому по таланту и по удаче воздастся. Но фундамент нужен, чтобы крепко стоять на ногах. Это видно, когда читаешь сценарий: владеет человек языком или не владеет, какие он употребляет слова.
Следующий совет. Сформировав базу, просто писать, писать, писать. Не бояться коротких форм. Для начала могут предложить писать какие-нибудь скетчи. Не обращайте внимания – для какого канала. Это может быть скетч-шоу, которое показывают в два часа ночи на условном «Подмосковье 364». Неважно. Главное писать. Потом предложат какой-нибудь сериальчик. Какую-то серию напишете. Поймёте, как это работает. Как говорил персонаж Владимира Басова в «Днях Турбиных»: «Достигается упражнением». Не может такого быть, что ты прочитал одну книжку и сразу написал гениальный сценарий, тебя все похвалили, заплатили много денег, и ты в профессию ворвался. Так не бывает. Нужны те самые десять тысяч часов, которые ты будешь писать, набивать руку и в конце концов станешь сценаристом. Так же как токарь, слесарь – нельзя взять и выточить с первого раза болванку на заводе. Ты должен их штук сто сломать, запороть. И сто первая у тебя получится. Только так становятся профессионалами.
– Вы предвосхитили мой следующий вопрос. Его истоки из книги Михаила Марфина и Андрея Чивурина «Что такое КВН?», где сказано, что кавээнщику полезно много и хорошо читать и что закон природы неумолим: если вы претендуете на самостоятельное создание произведений массовой культуры, сами вы должны питаться произведениями культуры элитарной. О книгах вы уже сказали, а какие фильмы можете посоветовать? Не только классику, но и современные.
– Я бы посоветовал опять же банально – Тарантино. Вот эти лихость, веселье. Тарантино шикарный. Человек кайфует от того, что он делает. Недавно летел из Египта и в самолёте пересмотрел опять «Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона. От каждого кадра кайфуешь, от каждой реплики, насколько всё выточено. Советую пересмотреть и просто порадоваться. А если мы говорим о чём-то прикладном, то раз мы работаем в России, надо понимать наш менталитет. Да, потом уже можно думать о выходе на международную арену, но для начала надо на этом рынке себя заявить и здесь реализоваться, самоутвердиться. Для этого обязательна наша классика. Михалкова посмотреть всего – «Родню», «Неоконченную пьесу для механического пианино» и прочие его шикарные фильмы. Рязанова, Гайдая, Данелию. Как бы это опять же банально ни звучало, но это та база, тот культурный код, который необходим. Если тебе приводят в пример сцену между Мягковым и Фрейндлих из «Служебного романа», она должна быть тебе знакома. Я не говорю о Тарковском. Если вы хотите быть режиссёром, то да, Тарковского надо посмотреть. Бергмана… и так далее. Но это необязательно. А массовое зрительское кино вы должны посмотреть непременно.
– От каких ошибок можете предостеречь начинающих авторов?
– Очень долго я не мог смириться и принять тот факт, что не надо жалеть шутки или то, что ты написал. Кажется, что это гениально и нельзя убирать. Можно! Стирай, теряй, выбрасывай, переписывай. Не надо жалеть свой материал.
– Как раз сейчас такой опыт проживаю.
– Надо к себе чуть-чуть посуровее относиться. Это приходит где-то на пятый-шестой год работы, когда понимаешь, что нечего держаться за шутки – напишешь новые. Если ты сцену придумаешь чуть-чуть по-другому и заново начнёшь, шутки опять родятся, и их не надо вымучивать. Когда у тебя ситуация работает, когда персонажи понятные, продуманные и интересные, шутки рождаются сами. А если ты в поте лица выдумываешь репризу, значит у тебя проблема с ситуацией и с персонажами. Вот и всё. Поэтому не надо жалеть свой материал. Это основная сценарная ошибка в начале пути.
– А если говорить о вашем продюсерском опыте, какие советы вы бы дали начинающим?
– Я очень иронично отношусь к слову «продюсер». И всегда представляюсь как сценарист. Понятно, что продюсер – тот человек, который объединяет множество людей, чтобы достичь результата, сделать проект и так далее. Нормальное вроде слово, но почему-то не могу избавиться от ироничного флёра.
– «А вы точно продюсер»? (Смайл).
– Да-да (смеётся).
– Тоже об этом думала, когда к вам на интервью шла (смайл).
– Советовать начинающему продюсеру нечего. Начинающий продюсер – это какой-то оксюморон. То есть если ты продюсер, значит ты уже ни разу не начинающий. Значит ты что-то в этом понимаешь. И если ты уж на себя эту майку с названием продюсер натянул, что тебе советовать? Ты всё уже сам знаешь, сам набиваешь себе шишки. В путь!
– А от чего бы вы будущих продюсеров предостерегли? Это ведь сложная и опасная профессия. Финансово рисковая.
– Всё что я делал, надо было делать. Как тебе такой ответ?
– Классный ответ. И всё-таки о технике безопасности. Что точно не надо делать тому, кто только начинает?
– Никогда ни в коем случае нельзя экономить на людях. Нужно ценить человека в профессии. Оператора, художника, гримёра, второго режиссёра и так далее. Людей нужно ценить. Не думать через призму денег из таблицы Excel и подешевле нанимать кого-то. Экономьте где угодно, на локациях и прочем, но не на людях.
– Большое спасибо! Это очень ценный совет. И он исключительно вовремя лично для меня прозвучал. А отраслевые учебники какие-то всё же посоветуете?
– Я ничего толком не читал. Получал образование в окопах, в рукопашной. Я не сидел в штабе, а был на передовой, в крови, в поту.
– То есть даже сейчас вы эти книги не открывали?
– Открывал. Но я уже это всё эмпирическим путём усвоил. Могу посоветовать Митту «Кино между адом и раем». Она написана хорошим, понятным языком.
– Вы читаете телеграм-каналы, смотрите Ютуб. Что полезное можете порекомендовать для развития или просто для вдохновения?
– К сожалению, мне нечем похвастаться, потому что мне столько приходится читать по работе и некогда чем-то вдохновляться, кого-то читать. Если я что-то читаю, то это какой-то развлекательный контент. Даже просто смотрю мемы. Чтобы посмеяться и опять вернуться к работе – столько всего нужно делать, монтировать, писать и так далее. Ещё за новостями слежу. Я всегда в повестке, мне это жутко интересно. И на это много времени уходит. А в Инстаграм * не зависаю. Даже не открываю его. Если что-то сам выложу, то зайду глянуть – сколько человек посмотрело. А так ни на фейсбук *, ни на Инстаграм * времени нет. В Телеграме мне Лука Ебков нравится. Он странный. Это мой знакомый. У него такие весёлые, ироничные, саркастичные посты. Когда ты очень долго в юморе находишься, тебя смешат либо какой-то совсем чёрный юмор, что-то сильно за гранью, либо, наоборот, очень тупые вещи. Меня может рассмешить что-то абсолютно простое. Недавно мем увидел – тудак-судак. Не видела?
– Нет.
– Это рыба. В одну сторону судак. А в обратную – тудак. Меня располоскало просто.
– Тоже такое люблю.
– Я вообще пополам сложился. А потом сижу и думаю: «Серьёзно, ты сейчас реально над этим смеёшься?»
– Есть целые команды КВН, которые на таких каламбурах строят свой концепт (смайл). Почти все зимние фестивали «КиВиН», да и многие годы «Кинотавр» проводились на сочинском побережье. Была особая прелесть в этой близости к морю. А «Новый сезон» проходит в горах. Как вам тут? Что больше нравится в Сочи – море или горы?
– Мне нравятся люди и общение. А в горах, на море, на реке, на озере – вообще без разницы. Везде хорошо. На любой природе. Сочи, сентябрь, бархатный сезон. Разве может быть плохо? А море... Я только с моря вернулся. Отдыхал с семьей в Египте и сразу сюда прилетел. Поэтому по морю не тоскую и не переживаю по этому поводу. Здесь хорошо, свежо, не жарко. Не важно – где, главное – что.
– Вы упомянули семью. Некоторые кавээнщики не только на «КиВиН», но и на Летний кубок КВН, когда он проводился в Сочи, привозили своих жён, мам и даже детей. И пока кавээнщики работали, семьи их поддерживали и просто классно проводили здесь время. У вас не было желания на «Новый сезон» выбраться с семьёй? Вижу здесь много таких примеров среди участников фестиваля.
– Моя семья часто приезжает меня поддерживать. Они были в Пскове на съёмках «Холопа». В Питер на съёмки второго «Холопа» приезжали, жили там неделю. И сюда жена завтра прилетит, будет со мной без детей. Детям здесь нечего делать. Я абсолютно нормально могу совмещать и семью, и работу. Здесь же не съёмки. Когда съёмки, то особо не до семьи. А здесь фестиваль, всё по лайту.
– Вы успели что-то посмотреть на Красной Поляне? Это новое для вас место, или вы уже бывали у нас?
– Каждый год бываю. Мы всегда на Красную Поляну ездили в январе. Зимой тут веселились. Я сам сюда приезжал на лыжах кататься, пару раз были с семьей. Двоих старших детей я именно здесь на лыжи поставил.
– Ну и о «Холопе». Мне очень понравился этот фильм. Что вы хотели им сказать зрителям?
– Был социальный запрос на справедливость, и он меня волновал.
– Да, он и до сих пор есть. Мне кажется, сейчас ещё сильнее даже.
– Нас действительно возмущало, что эти мажоры гоняют и давят людей на своих дорогих машинах. Настолько часто эти новости стали появляться. И ты же не можешь дотянуться, чтобы дать по щам этому обнаглевшему двадцатилетнему негодяю, за которым его богатый папаша с детства не уследил. С золотой ложкой во рту они растут и берегов не видят. И основным было то, что мы этого мажора перевоспитываем. Но если говорить высокопарно, то любовь может исправить человека, вернуть его к базовым настройкам – такой посыл.
– Как раз ко второму посылу было близко моё восприятие. И увидела в вашем герое благоразумного разбойника Раха, раскаявшегося и оказавшегося достойным рая. Есть то, что человек говорит своим фильмом, и то, что он говорит своей жизнью. Как вам кажется, в чём ваша миссия? Для чего вы вообще в этот мир пришли?
– Думаю, я пришёл, чтобы дать новые жизни. Это, наверное, самое главное. У меня трое детей. Эту «галочку» я уже поставил. И дерево посадил, и дом построил, и троих детей замечательных родил. И очень этому обстоятельству рад. А всё остальное – это уже бонусами. Это что касается личной жизни. А если говорить об амбициях, я уже как-то говорил в интервью, что хочу создавать художественные произведения, которые останутся надолго. Которые будут пересматриваться спустя 10-15 лет и ассоциироваться с моей фамилией. Есть «Гараж» Рязанова. Есть «Родня» Михалкова. И чтобы было какое-то наименование Морозенко. Этого бы мне хотелось. Я был бы счастлив. К этому стремлюсь и абсолютно честно об этом заявляю. Это было бы хорошим окончанием пути для меня.
– Искренне вам этого желаю и верю, что у вас всё получится.
– Спасибо!
ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ТЕНГЕ
– Вставлю-ка я свои восемь с половиной тенге.
– А почему восемь с половиной тенге? Было ж пять копеек.
– А потому что сейчас курс хороший.
Итак, позволю себе немного дополнить сказанное Антоном Морозенко.
На каком основании?
Ну, это всё-таки мой авторский блог. Ещё и на kvn.ru. И «Творим, что хотим!» – девиз по жизни не только многих кавээнщиков, но и мой лично. Так что делюсь ресурсами, которые помогли мне продвинуться в освоении сценарного ремесла.
ПЕРВОЕ
Авторский онлайн-курс «Сторителлинг для жизни и бизнеса» от лауреата премии «ТЭФИ», сценариста Кирилла Быкова («СТЭПиКО», Новосибирск).
ВТОРОЕ
Подкаст «Поэпизодный клан», в котором три сценариста – Константин Майер (Сборная ГУУ, Москва), Роман Кантор и Николай Куликов – говорят и шутят о кино.
И КОМПОТ
Ежегодный январский курс самодисциплины для писателей и сценаристов в сценарной мастерской Александра Молчанова.
«Позвольте, но Молчанов никакого отношения к КВНу не имеет. Почему вдруг здесь такая рекомендация?» – поинтересуется пытливый читатель.
Ну, допустим потому, что на огонёк к Молчанову заглядывают как начинающие, так и очень титулованные кавээнщики. Когда впервые проходила ознакомительный курс «Сценарий за неделю», со мной в группе учился человек с ником Papacool. Он задавал вопросы почти одновременно со мной, поэтому наши комментарии часто оказывались рядом, и это имя (которое я расшифровала как крутой папа – папа cool) мне запомнилось. В один из дней, когда некто Papacool задал особенно интересный вопрос, я решила кликнуть на его ник и узнать, кто за ним скрывается. Это оказался дважды чемпион Высшей Лиги в составе команды КВН БГУ (Минск) Кирилл Папакуль. До чего же мне было приятно оказаться с ним в одной группе! Это было в июне. А в январе я пришла к Александру Молчанову на самодисциплину, и мне снова было очень приятно увидеть там Кирилла Папакуля. Но самое крутое в самодисциплине – не аудитория, которую собирает Александр Молчанов, а те знания, которыми он щедро делится.
БОНУС-ШРЕК
Ну и бонусом порекомендую подписаться на телеграм-канал Комитет контента. От создателя Круглошутошного Вадима Бакунева. Там сейчас бессовестно мало подписчиков. Потому что канал новый. А контент классный.
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией в России.
Текст: Елена Катышева
Фото: пресс-службы фестиваля «Новый сезон» и автора