Ярославская «Радио Свобода» — один из примеров редкого для КВН упорства и уверенности в собственных силах. Большая часть участников команды начала играть вместе в КВН ещё в 2003 году в составе команды «Медвежата в PROфиль», и с тех пор практически безостановочно штурмует олимп Игры. В прошлом году ярославцы, на которых в начале сезона мало кто ставил, лихо пронеслись по Вышке аж до финала. Амбиции юбилейного сезона говорят, как минимум, о повторении прошлогоднего успеха.
Возможно, «Радио» сейчас — самая крепкая из тех «классических» кавээновских команд, которые не делают акцента ни на образах, ни на визуальное шоу, ни на специфические темы и юмористические подходы. Мы поговорили со сценическим дуэтом, ссорившимся по поводу выбора обоев, собиравшимся разводиться, да и вообще частенько возникающем в бытовых темах юмора команды: Иваном Старостиным и Иваном Кулаковым.
От редакции: Материал от 2016 года — подготовлен в рамках серии обстоятельных интервью с полуфиналистами Высшей лиги.
Еще по теме:
Вся серия интервью с финалистами Премьер-лиги-2015
Борис и Рудольф из Цирка: «Чем мы лучше остальных команд?..»
— Расскажите, с чего для вас началось увлечение КВНом?
Иван Кулаков: Мы собирались с одноклассниками смотреть КВН у меня дома, в моей комнате, в которой был телевизор. Для начала нулевых это была, знаете, роскошь. И в процессе просмотра меня осенило – хочу там быть, в этой игре! И с того момента я сделал всё для того возможное. У нас в области был школьный КВН, как оказалось, а мы о нём даже и не знали. И у нас в школе играли в том числе. То бишь, был тот период жизни, когда с удивлением узнаёшь, что КВН – это не только Высшая лига, а можно и вот школа на школу тоже играть.
Иван Старостин: У меня всё просто – моя одноклассница вместе со мной поступила в университет на параллельный поток, мы жили в одном общежитии. И вот сидим мы как-то, отмечаем очередной вечер... (смех) Она заходит и спрашивает: «Ваня, а ты не хочешь вот в КВН сыграть? Я же помню, ты в школе играл». Да, в школе я играл, но не считаю, что это был вот прямо настоящий опыт игры в КВН.
Иван Кулаков: Вот так мы с первого курса, с 2003 года и идём к заветной цели.
— Вы же оба играли в «Медвежатах в PROфиль», команды с непростой судьбой, которая поскиталась по централкам, попала в гала-концерт, а потом провалилась в Первой лиге – у вас не было желания бросить, наконец, этот КВН?
Иван Старостин: Да мы и бросили.
Иван Кулаков: Можно сказать, умерли, а потом воскресли.
Иван Старостин: Только КВН, наверное, с людьми такое может делать.
Иван Кулаков: Мы болезненно пережили поражение в Первой лиге. Не скажу, что кто-то был прямо виноват, но так сложились факты. Именно после того поражения я понял, что КВН – это игра. В том плане, что всякое может случиться. Мы пытались восстановиться в Поволжье, даже нормально сыграли четвертьфинал вчетвером, но на полуфинале запал иссяк, и тут мы разошлись.
— А что вас заставило собраться вновь?
Иван Кулаков: Да всё просто – мы впервые за долгое время в январе оказались не в Сочи, а у себя дома, в городе. Это оказалось просто невыносимым. Мы читали онлайны, смотрели трансляции, там цитировались какие-то вообще не смешные шутки... И мы думали: «Ну как же так, Господи? Мы же можем лучше! Почему мы не там?» И вот тогда же, в 2012 году, в январе, было принято решение, что мы возвращаемся. Как мушкетёры сколько-то лет спустя.
Иван Старостин: А я бы назвал эту историю «12 месяцев».
— Когда DasISTfak't играл в Премьер-лиге, вы сидели в зале среди ярославских болельщиков – не было ли у вас зависти, что команда по сути за два года дошла до телевизора, а «Медвежата» играли столько лет и не получалось прорваться в эфир?
Иван Кулаков: Да нет, какая зависть... Разве что ненависть (все смеются).
Иван Старостин: Раздражение ещё... «Кто эти малолетки?»
Иван Кулаков: На самом деле, Ярославль не такой уж и большой город, чтобы, скажем так, не дружить. Мы друг друга знали давно, было приятно за парней, у них получалось быть на своей волне. Тогда Премьер-лига казалась чем-то недостижимым – но, значит, можно! Значит, нужно! Парни подали хороший пример, они замечательные и талантливые люди, передаём им огромный привет.
— С вами даже Виталий Максимов сначала играл.
Иван Кулаков: Да, было дело. Его просто не с кем было оставить в Ярославле (все смеются). Вот мы его с собой и возили. И он отыграл с нами в сезон в самой лучшей на свете лиге – центральной Юго-Западной.
— Вот такая самореклама небольшая.
Иван Старостин: Это не реклама, это просто факт (смех).
— Сейчас вы одни из редакторов ЮЗЛ. Как вы себя чувствуете на той стороне, скажем так, подготовки к играм?
Иван Кулаков: Для играющего кавээнщика это тоже очень полезно. Многое ложится в подходы педагогики. Очень непросто, скажем так, по ту сторону окопа. Это тяжело, но нам это нравится. Мы любим своё дело. Пока любим.
— Правда ли, что Иван Старостин работал в ГАИ?
Иван Старостин: (ухмыляется, с непередаваемой интонацией) Ну, дядя у меня в ГАИ работал (всеобщий смех). В какое-то время пару ценных жизненных наблюдений и описаний его рабочего быта я услышал. Но сам – нет, не довелось. Но многие, к слову, подходят и спрашивают – правда ли в ГАИ работал: «Я вот из ГАИ, полковник в отставке, давай тебе руку пожму, ты ж из наших?» И такое случается.
— Ещё один вопрос тебе: ты родился 31 октября. Не случалось ли в твоей жизни каких-то мистических вещей?
Иван Старостин: Да нет, разве что Бабу Ягу в детстве боялся...
Иван Кулаков: А вот я живу в 13-й квартире, и у меня дома черный кот.
— Раз уж ты взял слово: почему тебе достаются все женские роли в команде?
Иван Кулаков: Я долго проработал в женском коллективе – четыре года в школе. Нас было пять, что ли, мужиков, и около семидесяти женщин.
— То есть, номер про танцевальный подарок на 8-е марта не на пустом месте возник.
Иван Старостин: Определенно в нём что-то такое есть.
Иван Кулаков: Кроме того, я учился на педагога физико-математических наук в группе, где был один на 26 девочек. Возможно, оттуда ещё начались эти наблюдения за женским полом. А ещё я, наверное, трусоват... (все смеются)
— Ты вот недавно женился ещё к тому же, какие первые ощущения от семейной жизни?
Иван Кулаков: Очень круто, всем советую. Мужики, которые говорят: «Да что там, это всего лишь штамп, мы и так вместе живём», – это не только штамп, но и внутреннее ощущение радости и счастья. Всем советую.
Иван Старостин: Вот и у меня свадьба скоро будет. 9 сентября, так что все приезжайте в город Ярославль...
Иван Кулаков: Благо, она будет не там! (все смеются)
Иван Старостин: Там-там.
— Ещё вопрос к Старостину. Есть информация, что ты любишь компьютерные игры... Какие именно?
Иван Старостин: В основном спортивные симуляторы: FIFA, NBA2K... Вот такие игры.
— На «Варкрафт» ходил?
Иван Старостин: Ходил. Если кто-то ждёт от этого фильма много, то ему, наверное, не понравится. А если кто-то хочет просто покайфовать, то это у него получится!
Иван Кулаков: (после паузы) Ну твой ответ прямо к чему угодно подходит! (все смеются)
— А ещё какие-то увлечения у вас есть?
Иван Старостин: Женщины. Но это в прошлом, у меня скоро свадьба.
Иван Кулаков: А у меня вот, возможно, дурацкое увлечение, но я собираю магниты. У меня их реально очень-очень много. Могу несколько крупных холодильников целиком ими залепить. Так что если кто-то где-то в Сочи из какого-то далёкого города привезёт мне магнитик... И эта красивая девушка не постесняется подойти и подарить мне его, я буду очень рад. Ну и ещё мы собираем футбольные шарфы, да и вообще стараемся ходить на спортивные события. Да что уж там, в Курске мы ходим даже на игры женского баскетбольного клуба «Динамо-Курск». Ну и путешествовать любим. И книги читать, само собой.
— Вернёмся к КВН. Насколько юмор, основанный на реальных событиях, проистекает из реальных жизненных событий, а не из стереотипов? Бывали ли у кого-то в команде случаи, как в номере о магазине обоев?
Иван Кулаков: Это вот как раз абсолютно реальный случай. Практически так и было.
Иван Старостин: Это в каждого «попадает», мне кажется. В адекватного взрослого человека, само собой, в детей «не попадёт».
Иван Кулаков: Да, не для малолеток, которые в комментариях пишут...
— Задевают вас, смотрю, комментарии в сети.
Иван Кулаков: Не то, чтобы задевают... Но, ты кто вообще? Интересно иногда следить за тем, что пишут. Но аргументов мало. И люди в этом мало разбираются.
— Особенно вам, наверное, которые столько времени на это положили.
Иван Кулаков: Да какая разница, сколько времени. Интернет, просто, это негатив, как правило. Это жалко.
— Капитанский играл Старостин, но до того капитаном считался Корда. Кто всё же главный, если в команде вообще есть серьёзное распределение таких ролей?
Иван Старостин: Лёха, просто, самый ответственный из нас. Он нас будит, говорит: «Ребята, давайте уже начинать...»
Иван Кулаков: Мы его называем биомашиной.
Иван Старостин: Он – робот, на самом деле, а не человек. Это чистая правда. Он организовывает наш творческий процесс, а вот по остальным моментам никаких особенных распределений нет. Если бы такой человек, то нам бы только стало легче, наверное. Мы много спорим по любым поводам.
Иван Кулаков: В споре рождается истина – это про нас.
— Команда сама шутит над своим возрастом. В такие годы люди из КВН обычно уже давно работают на ТВ или на условных заводах и в офисах. Какие планы у взрослых людей на будущее после КВН?
Иван Кулаков: (мечтательно) А он разве когда-то кончится? На самом деле творческих планов хватает, раскрывать их пока не будем.
— Это связано с родным городом или Москвой?
Иван Кулаков: Да со всей страной. Мы развиваемся как авторы, и очень хотим авторами и остаться. Не только в КВН, само собой.
Голосуем:
— Вопрос «в лоб»: так почему же «Радио Свобода»?
Иван Старостин: Нам отдельно нравится каждое слово. Они очень хорошо и гармонично подходят друг к другу.
Иван Кулаков: В слове «радио» есть какой-то винтаж, «свобода»... Ну как её не любить?
Иван Старостин: В общем, это про нас.
— Многие в этом названии видят необходимость шутить о социально-политической обстановке.
Иван Кулаков: Нет, не ищите социально-политических контекстов... в этой стране (все смеются). Мы понимаем, по каким правилам играем. И, да, правильно говорить «Радио Свобода», а не «Радио свободы».
— Какие планы на оставшийся сезон? Будете удивлять, или останетесь верны собственному выбранному курсу?
Иван Старостин: Что значит «удивлять»? Наш курс и есть удивлять, хах!
Иван Кулаков: Мы просто будем стараться делать максимально смешно, дорогие наши поклонники и те, кто нас ненавидят, – подавитесь, будем очень смешно шутить!
— В отличие от ряда команд этого сезона, вы не пользуетесь какими-то визуальными фишками или ставками на специфический юмор...
Иван Кулаков: Отвечу словами наших учителей – содержание всегда бьёт форму. Мы вот к этому всячески стремимся.