Это то, что приходит в голову, когда слышишь самый наивный вопрос, который обязательно задают на всех брифингах, семинарах и школах: «Как стать чемпионом Высшей лиги?» Разумеется, даже скрупулезное следование всем этим советам чемпионства не гарантирует. Скорее всего, вам понадобится и еще что-то – например, талант, или, скажем, удача. Зато если вы им следовать совсем не будете, то чемпионами точно не станете.
1. Выигрывать нужно у себя – тогда выиграешь и у соперника!
КВН – это не футбол, где команда, превосходящая соперника в дриблинге и точности ударов по воротам, имеет явно большие шансы на победу. Если ваш соперник лучше поет, или у него более яркие актеры, или даже (о, ужас!) у него больше шуток, совершенно не факт, что вы обречены на поражение. История знает тому немало примеров.
КВН – слишком многокомпонентная система, и зритель (а вслед за ним и жюри) оценивает выступления команд по общему впечатлению. А оно напрямую зависит от того, насколько вы интересны. И вот тут необходимо учитывать одну особенность: зритель, да и состав жюри у каждой КВНовской лиги в значительной степени постоянный. И поэтому воспринимает выступления одной команды в сезоне как в своем роде сериал. А потому в каждой «серии» он ждет развития сюжета! Это могут быть изменения схемы выступления, оригинальные ходы, появление новых персонажей. С другой стороны, изменение команды до неузнаваемости зрителя обескуражит – он же хотел продолжения сериала, а ему неожиданно предложили совсем другой. Но если вы предлагаете ему из раза в раз ту же схему с теми же героями, у вас есть только один способ сохранить к себе интерес – качественный скачок по отношению к самим себе.
Вот почему, кстати, ветеранам лиги так непросто противостоять новичкам, имея объективно более высокий класс игры. У новичков всегда есть фора в зрительском интересе.
2. Ставьте перед собой максимально сложные задачи!
У вокалистов есть такой прием: если хочешь чисто взять высокую ноту, нужно подготовить свой голосовой аппарат таким образом, будто хочешь взять еще более высокую, которую, вполне возможно, взять и не сможешь. Прием - чрезвычайно полезный для КВНа, да и для жизни вообще. А что касается искусства, (а как говорит А.В.Масляков «КВН – пусть маленькое, но искусство»), то в нем к вершине, как ни парадоксально, ведет исключительно путь наибольшего сопротивления.
Растолкуем чуть подробней. Проще всего, скажем, в приветствии воспользоваться голой устоявшейся схемой: пара слов для выхода – дружное «Мы начинаем!» - несколько миниатюр – глубокомысленное «И в заключении…» - финальная фраза. Но принесет ли такая схема успех? В лучшем случае, только на первых порах – пока вы будете соревноваться с себе подобными начинающими. Придумать концепцию команды уже сложнее. Еще сложнее – придумать концепцию оригинальную. Еще сложнее искать в этой концепции новые нюансы для каждой игры.
Итак, каждый раз ставьте перед собой цели, которые кажутся нереальными! Всё наверняка не получится, но вы сделаете шаг в правильном направлении. И ни в коем случае нельзя останавливаться, решив, что всё «и так работает». В каждой игре вы должны попробовать сделать то, чего не делали прежде.
Увы, двигаться по накатанному пути в КВНе можно только вниз.
Другое дело, что цели должны быть высоки, но разумны, поскольку…
3. Любая идея может быть воплощена – вопрос цены!
Необходимо реально оценивать свои силы. Дело в том, что время на подготовку к игре всегда ограничено, и нужно потратить его наиболее рационально.
Грубо говоря, вы можете месяц репетировать какой-нибудь замысловатый танец, который ничего не добавит к вашим оценкам, но у вас просто не останется времени, чтобы написать и поставить все остальное. Или, к примеру, вы решили написать домашнее задание в стихах. Просто прикиньте, сколько это потребует трудозатрат, и что эта изысканная форма добавит к вашему содержанию, поскольку не только автору трудно запихнуть шутку в стихотворную форму, но и зрителю более затруднительно ее в таком виде воспринимать. (Кстати, оба примера встречались в моей практике далеко не единожды.)
Важно еще и наличие предварительного умения. Иначе результат может быть ужасающим.
В КВНе были и очень удачные танцевальные номера, и большие стихотворные эпизоды или даже целые конкурсы, но делали это команды, которые умели это делать. Ведь научиться хорошо танцевать, петь или писать стихи за пару месяцев просто невозможно. Значит, нужно использовать те умения, которые есть именно у вас.
4. Настройтесь на победу!
Старинная КВНовская мудрость утверждает, что придуманный вами материал – каким бы гениальным он ни был – это всего лишь 50% вклада в результат. Еще 50% - это то, как вы это воплотите не сцене. (И это – первая причина, почему репетировать нужно начинать как можно раньше!) Но и всё это вместе – всего лишь 50% от успеха! Потому что еще 50% - это ваше внутреннее состояние!
Когда-то еще в конце 90-х мы делали для тележурнала «КВН-ассорти» нарезку с Музыкального фестиваля и пытались выбрать шутки из выступления одного из призеров (а в ту пору их было всего три). Так вот стоящих шуток мы не обнаружили вообще, хотя впечатление в зале было прекрасным и решение жюри показалось абсолютно справедливым. А просто вышли ребята с горящими глазами и, что называется, «вынесли зал»!
5. Не стремитесь выступать дольше. Меньше – чаще всего лучше!
Неизбывная тяга к самовыражению на сцене понятна – в конце концов, для этого на нее и выходят. Другое дело – хотелось бы, чтоб то, что происходит на сцене, было интересно не только тем, кто на ней находится. Заинтересовать зрителя можно разными способами: интригой, актерской энергетикой, или, скажем, аттракционом. Но в КВНе главное – это шутки. Именно их ждет аудитория. И если шуток недостаточно, или они примитивные, зрительское внимание быстро ослабевает, чем бы еще вы его не подкрепляли. (Приведенный в предыдущем совете пример лишь подтверждает правило, поскольку речь в нем идет о феноменальной энергетике, на которую рядовой команде рассчитывать не стоит. К тому же, в других выступлениях с шутками у этой команды было все в порядке.)
И вот теперь прикиньте, какое выступление больше понравится зрителю: в котором будет всего пять классных шуток и ничего больше, или в котором эти пять шуток будут разбавлены еще двадцатью вялыми потугами на юмор. Ответ, кажется, очевиден.
Безусловно, бывают ситуации, в которых сокращение приводит к искажению сюжета, или композиции. Но в этом случае редакторы наверняка будут вместе с вами искать оптимальное решение, или, в конце концов, разрешат выйти за рамки установленного хронометража. Но это случается нечасто, поскольку чаще всего – и особенно в приветствии – КВНовские выступления имеют достаточно простую драматургическую и композиционную схему.
6. В КВНе нужно удивлять!
Расхожая фраза, которую КВНщики слышат чуть ли не чаще всего и от редакторов, и друг от друга. А любая расхожая фраза имеет обыкновение обрастать ложными толкованиями. И вот уже команды на сцене несуразно кривляются, или придумывают безумные костюмы, или выносят живого крокодила. Однако беда в том, что само по себе всё это не работает. Потому что удивлять в КВНе нужно по совершенно конкретным поводам. Причем – их немало!
В первую очередь – уж простите за банальность! – удивлять следует, конечно, оригинальностью шуток. И тем, и формулировок. В основе любой шутки лежит парадокс, который, собственно, и подразумевает удивление. И при отсутствии этого удивления всеми остальными его вариантами заниматься бессмысленно. Но если с шутками дело наладилось, то придется задуматься и о следующем:
- попробуйте удивить оригинальной концепцией и персонажами. Но при этом не забывайте, что как бы удачно вы все это не придумали…
- в каждой игре ваши персонажи должны сделать что-то такое, чего от них не ожидали. Что уж говорить о начале второго сезона в одной лиге, когда необходимо заявить некое обновление команды, для чего придется удивить уже по полной программе.
Легендарная Сборная Пятигорска, скажем, открывая свой второй сезон в Высшей лиге, станцевала – чего именно от них можно было ожидать, пожалуй, меньше всего.
- в начале каждого конкурса, особенно первого, нужно чем-то удивить, чтобы привлечь внимание зрителя.
7. Не жалейте о материале, не вошедшем в выступление!
Вы же не в претензии, что ваш курсовой проект не внедряют на производстве? И правильно, потому что это учебная работа. Здесь – тоже самое. КВН – это вообще «развивающая» игра, которой занимаются, чтобы не только получать удовольствие, но и многому научиться. Настолько многому, что вы поначалу даже всего и не представляете.
Как правило, в игру не входит материал, который хуже остального. Но силы потрачены не зря! Наверняка вы совершали ошибки, а на ошибках, как известно, учатся. Возможно, в будущем, вы воспользуетесь этой же идеей, но с высоты накопленного опыта разработаете ее уже значительно лучше.
Если же материал просто не поместился в отведенный хронометраж – вообще отлично! Значит, у вас появился запас, которым вы сможете воспользоваться в следующих играх. Только вот часто компетенции команды растут настолько быстро, что очень скоро этот материал может показаться уже и слабоватым…
8. Не подменяйте вдохновение расчетом, а расчет – вдохновением!
Создание сценария – процесс, конечно, в первую очередь интуитивный. В идеале – ходишь-ходишь, думаешь-думаешь, а потом вдруг садишься и всё, вроде как, само пишется. Но, во-первых, так бывает далеко не всегда. А во-вторых, интуиция не может учесть того большого количества условий приближения к идеалу, которые я и пытаюсь здесь изложить. Поэтому в любом случае, завершив первую пропись, сценарий необходимо дорабатывать с учетом всех этих «лайфхаков». С опытом интуиция начнет вам напоминать о них самостоятельно и «само писаться» начнет уже с их учетом. Но и тогда необходим свежий взгляд. Не случайно, чем опытнее команда, тем с большей охотой она идет на редактуру.
Увы, бывает и так, что вожделенное вдохновение так и не приходит, а игра уже на носу. И тогда приходится собирать сценарий исключительно из рациональных соображений. Это не очень здорово, поскольку нужно обладать большим опытом, чтобы в этом случае не были заметны нитки, торчащие из всех швов. И это еще один аргумент за то, чтобы начинать готовиться к игре как можно раньше. В назначенный день и час вдохновение может и не посетить.
9. Спорьте с редактором!
Редактура – не пожарная инспекция и не проверка домашнего задания. И хотя, как я уже говорил, редактура в КВНе сродни учительству, это все-таки не совсем так. Редактор подсказывает, что нужно сделать, чтобы улучшить ваше выступление, то есть, в конечном счете – выиграть. Получается, что он последовательно играет за каждую команду! Поэтому относиться к нему нужно не как к ментору, а как к более опытному коллеге, который не только прошел собственный КВНовский путь несколько дальше, чем вы в настоящий момент, но и «сыграл» за множество команд. Поэтому с ним вполне можно не соглашаться и спорить. И вполне возможно, что он согласится на ваш эксперимент, чтобы вы на личном опыте поняли свою ошибку. Но в любом случае он постарается привести наиболее убедительные аргументы.
Вообще говоря, редактор не должен употреблять слова вроде «мне не нравится» - он должен всякий раз объяснять, почему «не нравится». Если же он не объясняет, а вы почтительно соглашаетесь с его авторитетным мнением, вы просто ничему не научитесь.
10. Осторожнее с наемными авторами!
Подавляющее большинство команд КВН возникают из компании друзей, которые в определенный момент, заметив собственное остроумие в процессе студенческих вечеринок, решают, что оно достойно сценического воплощения, которое должно резко поднять рейтинг у противоположного пола. Однако игра оказывается азартной! К тому же на первых порах команда быстро и легко осваивает азы, и возникает иллюзия, что и дальше всё пойдет также просто. Но каждая новая игра дается всё трудней, поскольку усложняется конкурентный ряд. И уж подавно всё усложняется, когда команда начинает карабкаться по лигам по направлению к телевизионным. Тут начинают сказываться и сомнения в собственной компетентности, и элементарная усталость. И тогда, если удается раздобыть щедрого спонсора возникает великий соблазн – а не воспользоваться ли помощью «профессиональных авторов»?
Однозначного ответа тут нет, поскольку зависит он от многих нюансов. Во-первых, далеко не всех авторов, которые предлагают свои услуги, можно назвать «профессиональными». Это касается даже бывших участников Высшей лиги. Что уж говорить о гордых четвертьфиналистах близлежащей Централки. С другой стороны, есть классные авторы, команды которых и не достигли турнирных высот. Во-вторых, далеко не все авторы умеют писать для любой команды. Многие пишут только так, как научились писать для своей.
Но даже если вам удалось раздобыть действительно дельных помощников, не факт, что их помощь пойдет на пользу команде! Одно дело, если у вас уже есть интересная концепция, адекватная актерскому составу, если выработан внятный литературный и постановочный стиль, под который новые авторы смогут верифицироваться. Тогда они по сути просто расширят вашу уже сложившуюся авторскую группу, став новыми членами вашей команды. Если же – нет, они неизбежно будут работать в уже привычном стиле, наработанном со своей командой, или вашими предшественниками. И тогда собственного лица у команды, скорее всего, никогда не появится.
Существует, впрочем, и другой способ создания команды – причем уже с конца 90-ых. Это способ продюсерский. Когда лидер находит финансирование и нанимает авторско-режиссерскую группу, которая придумывает концепцию команды и уже под нее делает индивидуальный кастинг актеров, или объединяет несколько молодых команд. Этот способ не единожды давал весьма успешные результаты, но вряд ли он заинтересует тех, кто читает эту книжку.
Главы:
Введение
Советы вообще — 1-10
О команде — 11-14
О домашних конкурсах — 15-26
Об импровизации — 27-32
О конкретных шутках — 33-40
О музыкальных номерах — 41-51
О постановке — 52-57