11. Концепция команды должна быть внятной, а персонажи – оригинальными, но узнаваемыми!
Каждая команда приходит в КВН, чтобы делать открытия и ниспровергать устои. Но, к сожалению, большинство застревает в самой примитивной схеме. Почему? Потому что кажется, что так проще. Но на самом деле так только кажется. Дело в том, что команда, лишенная концепции, вынуждена выходить на сцену «просто командой». У нее нет конкретных персонажей, а следовательно, нет взаимоотношений между ними, порождающих шутки, из этих взаимоотношений вытекающие. Поэтому такая команда вынуждена шутить «вообще».
Знаете «самый страшный сон КВНщика»? Это когда он сидит в кафе и к нему подваливает пьяненький «фанат» с сакраментальной репликой: «О! КВНщик! Я тебя узнал! Ну, давай – пошути!» Идиотизм ситуации заключается в том, что пошутить просто так почти невозможно. Нужен повод. Но когда на сцену выходит «просто команда», она уподобляет себя тому несчастному КВНщику в кафе.
Зато концепция сразу дает повод для шуток.
Самый простой пример, растиражированный в тысяче копий – это «Такстоп». То есть, персонаж хамоватого толстяка, много лет назад изобретенный Дмитрием Колчиным в команде «СОК», мешает играть своей команде, всё время вмешиваясь со словами «Так, стоп!» Очень скоро появился и женский вариант Ольги Кортунковой в команде «Город ПятигорскЪ». И обеим командам эта концепция принесла звание чемпиона Высшей лиги. Но – только двум! Потому что позже это стало восприниматься как повтор и архаика. Тем не менее, многие команды пытаются эксплуатировать эту концепцию до сих пор. Почему? Ну, я же сказал, что это самый простой пример!
Но нашлась команда, которая догадалась перевернуть ситуацию: лидер не мешает играть, а наоборот пытается организовать для выступления линейку весьма неорганизованных личностей. Это команда «Союз». И следом за ней со среднеазиатским вариантом той же концепции «Азия Микс». И снова два чемпионства. И снова – только два!
Вывод? Надо изобретать своё! Почти все остальные чемпионы, которые последовали за этими командами (не буду перечислять, надеюсь, вспомните и проанализируете сами) отличались оригинальными и незаемными концепциями.
Почему я привел именно эти примеры? Потому что они наиболее ярко иллюстрируют главные требования к концепции команды – она должна быть простой и понятной! Настолько простой, чтобы ее можно было исчерпывающим образом описать одним предложением. Более сложную - придется долго объяснять зрителю и ему будет труднее воспринимать шутки ею порождаемые. Что касается понятности, то в данном случае это синоним узнаваемости, а значит, и актуальности для подавляющего большинства аудитории. Только такая концепция будет порождать шутки, отвечающие критерию актуальности. (Об этом чуть позже в «Советах по поводу шуток».)
Наконец, еще одним условием правильной концепции является ее конфликтность. Конфликт – движущая сила драматургического действия. Без него вашим героям на сцене будет нечего делать, и зрителю будет неинтересно за ними следить.
В правильно выбранной концепции относительно легко появляются персонажи, которые ее будут населять. В их поиске следует исходить, конечно, в первую очередь из психофизики ваших актеров. Чтобы сыграть персонаж, противоречащий своей природной натуре (у актеров это называется «на сопротивление»), надо обладать изрядным актерским мастерством (именно мастерством, а не только талантом). А профессиональное актерское мастерство КВНщикам взять неоткуда. При этом каждый персонаж должен быть оригинальным, но узнаваемым – так называемым бытовым архетипом! То, что просто неадекватные фрики, которых сотнями демонстрируют начинающие команды на фестивале в Сочи, могут вызвать устойчивый интерес зрителя, - глубокое заблуждение. (В стародавние времена в Англии публику водили в сумасшедший дом, как в зоопарк. Но на КВН зритель приходит все-таки не за этим.)
12. Выстраивайте концепцию сезона!
Начиная готовиться к очередной игре, прежде всего вспомните, что выступления команды в сезоне зритель воспринимает как сериал. Впрочем, кто-то какую-то серию может и пропустить. Если вы будете об этом постоянно помнить, вы каждое свое приветствие будете начинать с краткого концептуального представления, заявляющего стиль и основных героев – так чтобы даже впервые видящий вас зритель, что называется «въехал» во взаимоотношения персонажей. (И для этого концепция, опять же, должна быть как можно более простой и понятной!) И уж конечно, первое выступление в новой лиге или в другом городе должно начинаться с максимально внятной экспозиции команды. Увы, многие команды, привыкнув в предыдущей лиге к тому, что их уже узнали и полюбили, выходят на новую публику, как к старым знакомым. И это чревато провалом.
Во второй игре (разумеется, если не проиграли в первой) экспозицию можно несколько сократить, а само выступление можно и даже нужно строить по прежней схеме. Зритель должен привыкнуть и к вам, и к вашей схеме. Повтор ее и обозначит, собственно, что это ваша схема. А вот в третьей (как правило, это полуфинал) – пора меняться. (Теория та же, что в шутке, основанной на повторах – на третий раз надо обмануть.) Придумайте другой выход, поменяйте мизансцену, найдите новый выходящий персонаж или придумайте сюжетный поворот в конфликте старых.
Наконец, в финале (особенно, если вы играете последнюю игру в этой лиге) помимо того, что нужно сделать то же, что и в полуфинале, в конце последнего домашнего конкурса принято, выйдя из образов, сказать что-то о себе и своем отношении к КВНу. Никакими драматургическими законами это не объясняется, но это давняя традиция, которую зрители ныне воспринимают как данность, - словом от вас этого будут ждать.
13. Не всех фаворитов стоит пытаться копировать!
Отталкиваться в поисках образа собственной команды от уже существовавших – вполне нормально. В конце концов, даже в патентном деле любое изобретение подразумевает существование прототипа. Но во-первых, от прототипа нужно именно отталкиваться, а не копировать его. А во-вторых, надо понимать, от какого именно стоит отталкиваться.
Дело в том, что чем оригинальней концепция и чем больше она основана на конкретных актерах, тем сложнее ее применить к другой команде.
Скажем, как можно представить себе Сборную Мурманска без Германа Иванова? Или «Имени меня» без Али Кокушкиной и Алексея Шальнова? С другой стороны представить «Борцов» с другими борцами, в принципе, можно, но согласитесь, что все сразу же поймут, что это просто те же «Борцы» - просто с другими борцами.
А вот на основе концепции такой команды, как «Русская дорога» вполне можно создать новую, поскольку в основе своей она не ориентирована на конкретных персонажей. Это просто несколько провинциалов, которые, рассказывая о своем городе, постоянно съезжают на решение внутренних конфликтов. (В общем случае «провинциалы», кстати, вовсе необязательны!) Причем тут есть одна не сразу заметная тонкость – они, вроде как, на сцене КВНа, но в любой момент могут вдруг перенестись в родной город (это происходит, как правило, при появлении милиционера дяди Паши). И зрительское воображение, особенно раскрепощенное на КВНовском приветствии, это вполне допускает. А то, что персонажи в такой концепции могут быть совершенно разные, вполне доказывает тот факт, что и в самой «Русской дороге» один из персонажей несколько раз менялся. Главное, чтобы это были узнаваемые архетипы.
14. Создавайте собственных звезд!
Образ команды складывается в сознании зрителя из отдельных лиц – уж так устроено это самое сознание. Причем всю команду зритель вряд ли сразу запомнит. Поэтому если роли всех актеров команды будут равнозначны, скорее всего, он не запомнит никого, и образ команды останется блеклым. Поэтому необходим один, или несколько фронтменов, которые и будут персонифицировать команду. (Причем, много их быть не может – максимум три, а в идеале – один, или два. Иначе их, опять же, будет сложно запомнить.) И этих фронтменов необходимо целенаправленно создать!
Разумеется, выбор должен пасть на самых артистичных, оригинальных и харизматичных. Но дальше нужно целенаправленно делать из них звезд, отдавая как можно больше выигрышных реприз и ролей. Недаром говорят: «Короля играет свита!» Да, сначала вы все будете работать на звезд. Но буквально уже в следующем конкурсе той же игры (!) вы почувствуете, что зажженные вами звезды начнут работать на успех команды.
Главы:
Введение
Советы вообще — 1-10
О команде — 11-14
О домашних конкурсах — 15-26
Об импровизации — 27-32
О конкретных шутках — 33-40
О музыкальных номерах — 41-51
О постановке — 52-57