15. Шутка – не самоцель!
Совет, который может показаться начинающему КВНщику обескураживающим. Как - не шутка? А что же тогда? Отвечу: выступление в целом!
Увы, шутки – только кирпичики, из которых оно состоит. А вам надо построить дом. Представьте себе просто кирпичи, сваленные в кучу. Похоже это на дом? Согласитесь, весьма отдаленно. Однако, многие выступления представляют из себя именно такую кучу. Вот почему часто редакторы советуют «пересобрать» конкурс.
Если шутка не на месте – «торчит», она не только не будет работать на общее впечатление, но и в принципе не будет адекватно восприниматься зрителем. В этом случае шутке (или даже целому блоку) нужно найти другое место, а возможно и оставить до лучших времен. С другой стороны, еще «древние» одесские КВНщики оставили нам мудрость, согласно которой «полушутка в тему – уже шутка».
Понятно, что дом невозможно построить, не имея проекта, созданного по определенным канонам: в нем должны быть двери, окна, перегородки и т.д. Причем, чем более комфортный дом вы собираетесь построить, тем сложнее будет проект, и тем больше условий вам придется учитывать.
16. Вначале нужно «разжечь»!
Фраза, принадлежащая одному из корифеев КВНа, пожалуй, наиболее точно отражает условие начала любого домашнего конкурса. (Хотя совет этот вполне подходит и для «Биатлона» - особенно, если вы его начинаете.) Иными словами, нужно каким-то способом привлечь внимание зрителя, чтобы дальше выступление «покатилось». А почему это важно – попробуем объяснить.
Дело в том, что в принципе зритель воспринимает игру как единое целое. И с этой точки зрения выступление предыдущей команды может вам помочь, «разогрев зал», то есть, обострив восприятие аудитории, но может и навредить, наоборот его притупив. С другой стороны, успех команды, выступавшей перед вами, может «задрать планку», а неудача соперников - наоборот представить вас в выгодном свете. Причем точно предсказать состояние зала перед вашим выходом на сцену весьма непросто. Поэтому в любом случае вам необходимо «переключить» зрителя на себя. Что уж говорить о ситуации, когда вы начинаете конкурс, или, тем более, всю игру!
«Разжечь» начало можно разными способами. Когда-то почти обязательной считалась начальная песня. Позже стало понятно, что подойдет любой аттракцион в том смысле этого слова, в каком Сергей Эйзенштейн определял кино как «монтаж аттракционов». Это может быть массовый выход, появление необычного элемента декорации или реквизита, какое-то активное действие. Понятно, что всё это должно быть как можно гуще замешано на юморе. И нескольким первым текстовым шуткам также следует уделить повышенное внимание.
17. В конце выступления нужно «поставить точку»!
Элементарные каноны драматургии, открытые еще Аристотелем, сильно осложняют жизнь КВНщикам, которые в определенный момент начинают понимать, что свести шутки в хороший сценарий подчас сложнее, чем просто написать хорошую шутку.
В самом примитивном виде законы эти можно свести к следующим постулатам: у художественного произведения, воспринимаемого не одномоментно, должны быть начало, середина и конец. Это условие, кажущееся на первый взгляд очевидным, вовсе нелегко выполнить! Дело в том, что начало должно представить действующих лиц достаточным образом для того, чтобы было понятно, что и почему они делают в дальнейшем. Середина должна показать развитие взаимоотношений персонажей, доведя их до кульминации. А конец (финал) должен не только логически завершать произошедшее, но и делать из этого какие-то выводы. (Классический ример - последняя реплика Правдина в «Недоросли»: «Вот злонравия достойные плоды!»)
В «Приветствии» можно воспользоваться, конечно, отработанной за десятилетия примитивной схемой, которая достаточно эффективно обманывает зрителя, подсовывая ему эрзац, весьма похожий на драматургию:
- представились – На самом деле, можно и не представляться, если у вас нет постоянных персонажей – ведущий вас уже представил, и поэтому по умолчанию зритель себе в голове галочку уже поставил: «просто команда КВН под таким-то названием из такого-то города». Мало того, - нет смысла представлять персонажи, если потом они никак не работают – хотя бы в миниатюрах в качестве похожих архетипов. Только учтите, что в этой ситуации название команды и места, откуда вы приехали, становятся существенной составляющей имиджа, и зритель будет ждать их оправдания в вашем выступлении.
- показали миниатюры – Расположив их в порядке увеличения продолжительности, населенности (то есть, количества участников) и парадоксальности, вы создадите иллюзию развития.
- «и в заключение» высказали парадоксальную мысль, которая в сравнении с остальными тянет на умную – Ну, тут понятно. Вы же сказали «в заключение», обозначив, таким образом, финал. А нечто умное, сказанное вами затем, будет претендовать на философское обобщение. Но чаще всего уже самой по себе относительно длинной и умной репризы для ощущения финала не достаточно. Необходимо «предчувствие финала», который создает финальный номер, венчающий иллюзию развития в ваших отдельных эпизодах.
Другое дело, что большинство чемпионов миниатюры вообще не показывали, а если и показывали, то весьма специфические. А в других конкурсах (прежде всего, в СТЭМе или «Знакомом сюжете») пользоваться этой схемой просто невозможно. Поэтому придется вспомнить и о других законах драматургии. В первую очередь, о том, что движущей силой драматургического действия является конфликт.
Однако конфликт для КВНа подойдет не любой. У нас ограниченный хронометраж и необходимость шутить как можно чаще. А шутка чаще всего возникает как реакция на уже заданную ситуацию. Поэтому конфликт должен быть как можно проще! Вот почему чаще всего выбирается конфликт лидера с остальной командой. А дальше уже – простор для творчества!
Лидер может быть отрицательным персонажем по отношению к остальной команде («СОК», «Город ПятигорскЪ», Сборная Перми), или положительным («Союз», «Азия Микс», «Русская дорога»), или просто иронично со стороны оценивать происходящее (Сборная Мурманска, «Так-то»). Но, разумеется, подобный конфликт – не единственно возможный. Можно, скажем, всей командой травить самого слабого («Борцы»).
К тому же, конфликтов может быть несколько. Скажем у «Русской дороги» кроме основного конфликта лидера с двумя товарищами был конфликт полицейского Дяди Паши со всей остальной командой, включая лидера, и плюс конфликтные дополнительные персонажи – каждый раз разные, которых играл фронтмен. Такая концепция позволяла этой команде прекрасно обходиться без всяких миниатюр.
18. «Пьесу» надо писать изнутри!
Эта фраза принадлежит не КВНщику, а крупнейшему американскому теоретику сценарного мастерства Роберту Макки. Но и для нас совет вполне дельный. (Недаром КВНщиками написано немало успешных киносценариев!)
А проблема, собственно, в том, что не только КВНщики компонуют сценарий из разнородных эпизодов, которые плохо стыкуются между собой. Причем эпизоды эти часто рождаются, когда общей идеи еще нет. И потом авторы вставляют их в сценарий, потому что они нравятся им сами по себе. Однако на общую идею они не работают, размывают сюжет и не позволяют зрителю считать смысл, который, в конечном счете, пытаются в свой сценарий заложить авторы. Такой способ создания произведения Макки называет написанием «снаружи». И КВНщики болеют им особенно часто, поскольку в первую очередь учатся писать «Приветствие», которое действительно, благодаря упомянутой уже простой схеме, позволяет компоновать его из отдельных практически не связанных между собой эпизодов. Однако даже в приветствии, которое претендует на высокую конкурентоспособность, как мы уже выяснили, конструкция оказывается более сложной. Что уж говорить о «Домашнем задании» или, тем более, о СТЭМе, который априори должен представлять собой маленькую пьесу!
Выход только один – писать «изнутри». То есть, сначала придумать идею, потом сюжет – причем от начала до конца! И только потом прописывать репризный текст. При этом на каждом этапе необходимо поверять то, что вы делаете, заглядывая «внутрь». Придумывая сюжет, вы должны внимательно следить, соответствует ли он заложенной изначально идее. И если найденный парадоксальный поворот сюжета на эту идею не работает, от него придется отказаться и искать другой. А придумывая (или подбирая уже готовые) шутки, придется думать, насколько они работают на сюжет, или хотя бы его не размывают. И если шутка «не лезет», - увы! – ее придется отложить в архив до лучших времен. Когда-нибудь пригодится!
19. В КВНовском тексте не должно быть ничего, кроме шуток!
Излишне, кажется, об этом напоминать. Это требование жанра, который взамен предлагает некоторые послабления в драматургической точности и требованиям к актерской игре. Но из этого также следует уже не раз упомянутый непреложный вывод: концепция команды и сюжеты должны быть как можно проще! Тогда не придется тратить драгоценные слова на их описание и объяснение действий персонажей. Это особенно касается конкурсов, в которых предполагается некая законченная история. Не случайно один из таких конкурсов называется «Знакомый сюжет». Если сюжет известен зрителям, можно не представлять персонажей, а кроме того, брать и интерпретировать любые отдельные эпизоды, не объясняя дополнительно их связь. Кроме того, чем сюжет проще, тем большую свободу интерпретации он допускает.
(Вы, возможно, удивитесь, но похожие требования предъявляются к любому фильму и сериалу! Его логлайн – то есть краткое содержание идеи – должен укладываться в идеале в одно предложение. И объяснение этому простое: чем проще идея сюжета, тем легче на нее «наворачивать разнообразные события, не теряя основной линии.)
Однако, не следует забывать, что любая концепция и, тем более, сюжет предъявляет требования к шуткам, которые в него могут войти. Чем проще идея, тем ниже «порог пропускания», однако какой-то будет всегда.
20. Разнообразьте эпизоды выступления!
Возможность чередования миниатюр в Приветствии или блоков в «блочном» ДЗ, не связанных единым сквозным сюжетом, подарена нам довольно старым жанром под названием «дивертисмент». (Есть еще более древний – китайская драматургия, но для наших утилитарных вопросов это не принципиально.) Важно что чередование эпизодов в любом шоу (кстати говоря, и в сюжетном тоже) подчиняется определенным законам. Часть их понятна на подсознательном уровне – чередование тематики, темпа, состава исполнителей (в том числе гендерного). Другая часть не столь очевидна – например, превалирование темповых эпизодов над медленными. Иными словами два подряд темповых эпизода вполне возможны, два медленных – нет.
Еще один параметр, который необходимо учитывать – соразмерность частей, для которого есть даже специальный термин архитектоника. Так вот, в идеале эпизоды должны не сильно отличаться друг от друга по продолжительности, но все же несколько отличаться, чтобы не создавалось ощущение «шарманки». Откровенно более длинный эпизод может стоять только в конце, выполняя роль финального номера, ибо в соответствии с законами драматургии будет восприниматься зрителем как особо значимое событие. Именно в силу этого откровенный «длинномер» стоящий посередине цепочки коротких эпизодов попросту «разорвет» ваше выступление, и все дальнейшее покажется излишним.
Наконец, есть еще один неочевидный закон, согласно которому эпизоды должны располагаться в порядке исторического развития жанров. Скажем, в эстрадном концерте это означает, что рэп после балета будет восприниматься более естественно, чем наоборот. Для нас же это следует понимать как расположение в порядке нарастания парадоксальности (ибо историческое развитие юмора в этом в первую очередь и заключается). Если вы сразу оглоушите зрителя самым парадоксальным номером, он, скорее всего, просто его не поймет, зато дальнейшее покажется ему пресным.
Проблема в том, что в точности соблюсти все эти рекомендации при формировании выступления чаще всего оказывается практически невозможно. И приходится искать некий промежуточный вариант по принципу «выбора меньшего из зол».
21. Не перебирайте с одной темой!
Понятно, что в первую очередь речь идет о теме секса, которая дает быстро накапливающееся ощущение скабрезности. Причем шутки, которые по отдельности казались вполне приемлемыми и даже изящными, поставленные в один ряд постепенно начинают производить на зрителя впечатление откровенной пошлости.
На самом деле подобный кумулятивный эффект происходит с любой темой – алкоголем, ЛГБТ, даже политикой. Какими бы различными не казались формулировки, тема становится просто банальной. А «банальность» - единственное определение слова «пошлость», данная в словаре Даля.
Проблема еще и в том, что в игре вы не одни. И у зрителя, воспринимающего выступления разных команд как единое шоу, кумулятивный эффект возникает по совокупности выступлений. Команды быстро начинают понимать, что шутка на аналогичную тему, сказанная до вас, - пусть и совершенно по-другому сформулированная, «подъедает» вашу репризу. В этом случае, если ваш материал был заявлен раньше, нужно просить редакторов снять шутку у соперников. В случае одновременной заявки придется бросать монетку. Однако речь идет только об узкой и актуальной теме, имеющей конкретный инфоповод. Вряд ли кто-то будет снимать у команды, выступающей перед вами, скажем, миниатюру про бомжей, если у вас тоже есть нечто подобное. Тут уже придется решать самим и, возможно даже заменить миниатюру.
22. Избегайте штампов!
Мало кому приходит в голову сказать в КВНе чужую шутку или показать миниатюру. А если приходит, то это жестоко карается. Однако использовать затертые до дыр лексические штампы вроде «К миниатюрам!», «Так, стоп! Вы что тут творите?», «Ты чего выперся?», «Что хотелось бы сказать в заключение…», или совершенно извращенные с точки зрения языка формулировки подводок к миниатюрам со словами «… выглядят именно так» и т.д. почему-то не только не считается зазорным, но многие даже далеко не начинающие команды считают, что так положено. Нет, друзья, так не положено! И подобные фразы виснут на ушах зрителей и особенно искушенных судей, исподволь портя впечатление о команде. А тот язык, на котором вы играете, наверняка достаточно богат (и вы его достаточно хорошо знаете, если умудряетесь найти точные формулировки своим шуткам), чтобы выразить мысль тысячей разных способов – причем так, чтобы правильно обозначить ситуацию, да еще и дать лексическую характеристику произносящему фразу персонажу.
23. «Дураки» должны быть умными!
Нередко начинающим командам кажется, что достаточно выпустить на сцену пару фриков, которые будут говорить откровенные глупости, - и зрители будут смеяться. Это глубокое заблуждение! Смотреть на глупых людей неинтересно. «Дураки», которыми являются культовые персонажи популярных команд, кажутся таковыми, не потому что они глупы, а потому что ведут себя не как обычные люди. Чаще всего они говорят и делают то, что обычно говорить и делать не принято, хотя по логике вещей надо бы поступать именно так. Вскрытие этой таинственной логики, вопреки которой мы существуем, и о которой обычно не задумываемся, и делает их интересными! Еще одна причина зрительского интереса к «дуракам» в том, что они являются гипертрофированными, но узнаваемыми архетипами. Гиперболизация образа делает их поступки неадекватными, но мотивация этих поступков при этом сохраняется. То есть, зритель понимает, почему персонажи ведут себя именно так!
Ну, и конечно, в конце выступления, когда вы частично, а иногда и полностью выходите из образов, необходимо сказать что-то реально умное. Это заметно сдвинет оценки в положительную сторону, поскольку, как известно, «запоминается последнее слово».
24. Правильно и осторожно используйте приглашенных звезд!
Конечно, приглашенная звезда может сильно украсить выступление. Особенно если в нем с ее стороны подразумевается здоровая самоирония. Но это плюс, который очевиден. Поэтому поговорим о минусах, которые начинающая команда может и не знать.
В первую очередь вы должны понимать, что приглашая звезду, вы попадаете в жесткую зависимость от нее. А звезды нередко бывают людьми достаточно безответственными. Артист может сначала пообещать работать с вами всю неделю, а потом приехать только за пару часов до игры и просто не успеть все толком отрепетировать. (Были случаи и когда он, видя, что смотрится в эпизоде не очень выгодно, просто отказывается выходить с командой чуть ли не перед самым выступлением!) А может и отрепетировать, но на сцене неожиданно потеряться, потому что КВНовская органика сильно отличается от привычного для него состояния нахождения на сцене. (Чаще всего начинаются длинные паузы и неуместная импровизация.) Кроме того, артист может не согласиться с предложенным ему текстом и до конца его переделывать, не понимая шуток, а оставшиеся неправильно интонировать, в результате чего и они перестанут работать. Ужас заключается в том, что сами отказаться от его услуг в такой ситуации вы уже не можете, поскольку запасного варианта нет, или его, опять же, уже не успеть отрепетировать.
В этом смысле приглашенные звездные КВНщики гораздо ответственнее и гарантированно хорошо отработают. Но тут вас поджидает другая проблема! Они могут просто «перетащить на себя одеяло», и в результате всё ваше остальное выступление на фоне их выхода потеряется, или в сравнительном ряду будет смотреться откровенно слабо. (Впрочем, то же может произойти и не с КВНовской звездой.) Особенно опасно приглашать звезд в начале сезона, когда зрители и жюри еще не знают всех собственных достоинств команды.
Словом, если участие звезды не является условием конкурса или частью концепции, прежде, чем принимать подобное решение, нужно хорошенько прикинуть все за и против. И если все-таки решение принято, то стоит соблюдать следующие правила:
- обязательно иметь отрепетированный запасной вариант на случай отказа звезды;
- заранее согласовать текст и сделать необходимые исправления, чтобы уже за несколько дней до игры иметь вариант, согласованный не только со звездой, но и с редакторами;
- на всех репетициях и редакторских просмотрах, когда нет звезды, ее должен заменять дублер из команды;
- участие звезды должно быть минимизировано и в любом случае предполагаться ближе к концу выступления и лучше в последнем конкурсе, когда уже понятно, что из себя представляет команда без звездной помощи.
25. Не усердствуйте в апелляциях к жюри и ведущему!
Шутить про жюри и ведущего – это нормально и выгодно! В первую очередь, потому что шутки о присутствующих всегда особенно актуальны. К тому же они предполагают некую ответную эмоцию, а часто и заранее обговоренное подыгрывание. Главная проблема подобных ходов в том, что они приходят в голову не только вам. В итоге, если вы выступаете не первыми, к моменту подачи вашей шутки, ход может просто уже набить оскомину. А уж если у вас самих будет несколько таких апелляций да еще в разных конкурсах, кумулятивный эффект станет еще очевидней.
Второй тонкостью подобных шуток является их тема. Ей может стать исключительно публичный (то есть, упомянутый в СМИ), причем общеизвестный факт биографии – желательно как можно более свежий, или, опять же, общеизвестная характеристика личности. При этом с еще большей осторожностью, чем при обшучивании не присутствующих на игре публичных личностей, следует подходить к темам, которые могут обидеть. В этом смысле неприемлемы шутки над физическими недостатками (за исключением случаев, когда человек склонен сам над ними шутить) и подробностями личной жизни.
И, наконец, самое главное: речь идет именно о шутках, а не о нарочитом упоминании имен, неоправданным подходам к жюри (в том числе с подарками) или, тем более, откровенной лести. Всё это в лучшем случае не принесет успеха, а скорее всего – сыграет против вас!
26. Не «кусайте» соперников!
Шутки по поводу соперников тоже хорошо работают – по той же причине, что и шутки про ведущего и жюри. А если вам еще удастся прямо за кулисами придумать шутку, апеллирующую к конкретному событию игры, так вообще честь вам и хвала. Но и здесь нужно соблюдать некий политес.
Первый принцип, опять же, сродни предыдущему комментарию: обшучивать следует характеристики команды и события вокруг нее, хорошо известные зрителю. При этом следует помнить, что подробности прошлых игр – пусть и недавних – зритель помнит далеко не так хорошо, как команды. Возможно, стоит напомнить конкретный эпизод с помощью видео (непременно как можно более короткого, поскольку оно всегда сажает темп).
Во-вторых, странно будет выглядеть, если вы из 3-4 соперников вспомните только кого-то одного – пусть даже и фаворита. В игре все равны, и не факт, что фаворит прошлой игры останется им и в этой. И в любом случае к соперникам следует относиться уважительно. Особенно к командам, которые опытнее вас. Иначе ситуация может сильно напоминать известную басню про слона и моську. По той же причине не стоит начинать пикироваться с соперниками с первой же игры в новой лиге.
Главы:
Введение
Советы вообще — 1-10
О команде — 11-14
О домашних конкурсах — 15-26
Об импровизации — 27-32
О конкретных шутках — 33-40
О музыкальных номерах — 41-51
О постановке — 52-57