
57 советов КВНщику: об импровизации
Импровизация – это особое состояние!
27. Импровизация – это особое состояние!
Не следует думать, что если вы считаетесь остроумным человеком в жизни, то и на сцене все получится «само собой». Требования, предъявляемые зрителем к шутке, которую он слышит со сцены, гораздо выше, чем к остроте, над которой готов посмеяться в дружеской компании. Она должна быть правильно сформулирована и соответствующим образом подана как текстовая реприза на обычной разминке, или как реплика в диалоге, если играется «ситуация». Но главное – в жизни вы шутите, когда хочется, а на сцене, когда надо! А это значит, что вы должны научиться включать особое многократно усиленное состояние мышления, которое позволяет пошутить по любому поводу. А это состояние достигается тренировками. Не случайно хорошо начинают импровизировать команды, которые много концертируют и постоянно играют в разминку с залом. А пока такой возможности нет, следует тренироваться самим, разбиваясь на две команды и начиная с 15-20-минутной разминки каждую репетицию.
28. Выберите диспетчера!
Также, как и в домашних конкурсах, в импровизации необходим редактор. Только на этот случай его придется найти внутри команды. Им необязательно будет лидер – это должен быть человек в первую очередь с хорошим вкусом и умением точно формулировать. Этот набор качеств часто называют «внутренним редактором». Именно человек, им обладающий, должен стать диспетчером импровизационного конкурса – то есть, человеком, руководящим процессом и принимающим решение по выбору варианта ответа, которое обсуждению не подлежит. Кстати говоря, диспетчер вовсе не обязательно сам должен фонтанировать шутками – для этой роли это может быть даже вредно. Его дело – правильно оценить и, возможно, доформулировать мысль до идеального варианта.
29. Не торопитесь с ответом!
Торопиться стоит только с ответом, который дается на первых секундах. Как правило, он очевиден и приходит в голову сразу нескольким командам, но плюсик в протоколах жюри получит, разумеется, только самый шустрый. А вот дальше можно и притормозить, чтобы выбрать наилучший вариант и сформулировать его наилучшим образом. Хороший ответ не потеряет своих достоинств, когда бы вы его не сказали. Мало того, после нескольких неудачных ответов он может восприниматься даже выгоднее.
30. Слушайте ответы соперников!
Часто команды настолько увлекаются собственным мозговым штурмом, что перестают следить за тем, что уже происходит на сцене. В результате случаются казусы двух видов. Нередко команды дают ответ, который уже прозвучал. Понятно, что дивидендов им это не прибавляет. Еще чаще они не обращают внимания на то, что предыдущий ответ соперников «порвал зал». В такой ситуации даже неплохая в принципе шутка, скорее всего, будет выглядеть бледно и в протоколах жюри у вас появится очередной «минус».
31. Не стоит давать много ответов!
В классической разминке можно было, как правило, давать только один ответ. В современной импровизации число ответов часто формально не ограничивается. Но это вовсе не означает, что «чем больше, тем лучше». Дело в том, что если домашние конкурсы жюри, как уже было сказано, судит по общему впечатлению, то импровизацию оценивают очень конкретно: за каждый ответ ставят «плюс» или «минус». (В зависимости от скрупулезности судей у многих бывают еще «плюс-минус» или «минус-плюс», но сути это не меняет.) А теперь давайте зададимся риторическим вопросом: какая команда выиграет – та, против которой в протоколе гордо стоит три одиноких «плюса», или та, у которой эти три «плюса» затерялись среди еще десяти «минусов»? Ответ кажется очевидным. Понятно, что и впечатление зрителей складывается аналогичным образом.
32. В биатлоне тоже нужна импровизация!
Биатлон вовсе неслучайно считается полуимпровизационным конкурсом. Хотя и шутки для него придумывать весьма непросто. Они должны быть самодостаточными, разнотемными, да еще в идеале и ориентированными на того, кто их будет зачитывать. За всю историю я видел всего несколько «непробиваемых» наборов биатлонных шуток. Гораздо чаще этот конкурс выигрывался за счет харизмы и умения – то есть, наиболее выгодного использования имеющегося набора шуток.
Для начинающей команды стоит ориентироваться на самое простое правило расположения шуток – начиная с самых сильных. Если начнете со слабых, до сильных можете просто недостоять. Но и в такой элементарной схеме, если в круге читается по две шутки, ударной должна быть вторая. Однако, как только вы попадаете на штрафной круг, вся ваша схема трещит по швам. Ведь в штрафном круге нужно читать самые сильные шутки из тех, что были запланированы на следующие круги.
Вторая проблема – тематика. Известно, что резкие биатлонные шутки часто затрагивают скабрезную тему. Но она, как известно, имеет сильный кумулятивный эффект, то есть начинает накапливаться ощущение пошлости и «монотемности». Поэтому, во-первых, отбирая шутки для биатлона, следите, чтобы все они не оказались «про это» (а такое, поверьте, частенько случается даже с довольно опытными командами). А во-вторых, если соперник перед вами «снял тему», лучше с нее свернуть. С другой стороны, по ходу конкурса зал разогревается, и начинают лучше заходить «дурки». Это можно почувствовать по реакции на подобные шутки соперников. Если же вы хотите сами «прощупать зал», то ставьте такую шутку первой в паре – вдруг не зайдет?
Главы:
Введение
Советы вообще — 1-10
О команде — 11-14
О домашних конкурсах — 15-26
Об импровизации — 27-32
О конкретных шутках — 33-40
О музыкальных номерах — 41-51
О постановке — 52-57