52. Начинайте репетировать как можно раньше!
Одна из главных ошибок начинающих (да и не только начинающих) команд КВН – пренебрежение к постановке. Им кажется, что если удалось придумать смешные на их взгляд шутки, то достаточно просто выпалить их со сцены в определенном порядке. Но это, конечно же, не так! Иначе можно было бы просто выйти на сцену кому-то одному и зачитать текст – эффект был бы тем же. Однако это – совсем другой жанр, у которого есть немало своих специфических особенностей и ограничений.
Словом, текст – это только половина успеха. Шутку нужно не только придумать, но и сыграть! Отсутствие актерской подачи, неверная интонация и даже неуместный жест может мгновенно дезавуировать все авторские успехи – шутка не «зайдет» на зал. Возможно, вы обнаружите, что какие-то реплики нужно переформулировать, чтобы их было удобнее произносить, или дать лексическую характеристику персонажа. Мало того, нередко срабатывает не столько сама шутка, сколько оригинальная реакция на нее партнеров. Кроме того, существует еще реакция на эпизод в целом, которую можно как-то прогнозировать только уже на сцене.
Вывод один – надо начинать репетировать («вставать на ноги» по расхожему выражению КВНщиков) как можно раньше! Не надо дожидаться, когда конкурс будет дописан целиком: как только готов какой-то более или менее законченный эпизод – сразу «на ноги»!
Именно так вы скорее обнаружите и «дыры» в тексте – место, где напрашивается шутка, или хотя бы ответная реплика. Текст и постановка – это сообщающиеся сосуды, по которым материал должен переливаться до самой игры!
53. Выберите режиссера!
КВН – игра командная. Но сцена диктует свои правила. Ведь на ней реализуется творческий замысел – то есть, некая картина, которая первоначально возникает в воображении. И это воображение должно принадлежать кому-то одному. Представьте, что вы слышите фразу, составленную из слов пяти разных языков. Даже если вы все эти языки знаете, разобраться будет непросто. И в любом случае, согласитесь, вы бы предпочли услышать ее на каком-нибудь одном из языков – пусть и не самом знакомом. Любой спектакль – это пьеса, которую зритель видит глазами режиссера. И КВН – не исключение. Разумеется, любой член команды может предлагать свои решения, но в определенный момент все должны подчиниться одному.
Если в команде нет явного лидера, которому все доверяют, попробуйте всех желающих и выберите кого-то демократическим голосованием. В идеале это должен быть, конечно, человек, не стоящий на сцене. Репетировать с «дыркой», в которую он потом встанет, во-первых, неудобно, а во-вторых, конечной картины все равно никто не увидит.
Главное, что выбрав режиссера, вы должны ему подчиниться. После игры вы можете ему предъявить все претензии и, в конце концов, выбрать другого. Но это – потом.
54. Не орите на сцене и не пытайтесь бесконечно жестикулировать!
Сцена – зона повышенного внимания не только для находящихся на ней, но и для зрителей. Понимать это нужно следующим образом: всё, что происходит на сцене, для зрителя что-то означает. Вот почему столь опасна «детская болезнь» КВНщиков, когда на сцене они начинают не говорить, а орать, к тому же сопровождая любую реплику бешеной жестикуляцией.
Прежде всего, на таком оре трудно что-то еще интонировать, поэтому сразу же теряется главное преимущество актерской подачи текста – игра на интонационных нюансах. Но главное, зритель быстро понимает, что ваш ор вовсе не означает состояния аффекта – он не означает просто ничего! И вместе с бесконечными жестами и спорадическими перемещениями по сцене он начинает считываться зрителем просто как информационный шум, на который он перестает реагировать. И это значит, что когда вам действительно понадобится повысить голос, или сделать значимый жест, зритель на это никак не откликнется.
Итак, все интонации и жесты на сцене должны быть выверены и лаконичны. Только тогда они будут работать!
55. Держите темп!
Разумеется, речь идет вовсе не о том, чтобы как можно быстрее отбарабанить текст, чтобы уложить максимальное количество шуток в отведенное время. Темп, а точнее, темпоритм – это понятие, которое определяет максимально комфортное восприятие зрелища аудиторией, когда зрителю с одной стороны не приходится напрягаться, чтобы воспринять слишком быстро поступающую информацию, а с другой стороны, не приходится скучать, когда ее слишком мало.
Умение держать темпоритм – это одно из главных составляющих сыгранности команды, и достигается оно в первую очередь большим количеством совместных репетиций и выступлений, во время которых и вырабатывается чувство партнера и зрительного зала. Именно оно позволяет не только говорить и двигаться в одном темпе, но и - что особенно важно – вовремя подавать следующую реплику после паузы, вызванной смехом или аплодисментами зрителей. Именно в эти моменты часто теряется темпоритм, словно что-то ломается в заводной машинке, и выступление начинает «сыпаться». (Кстати, нередко медвежью услугу оказывают команде не в меру ретивые болельщики, которые начинают неестественно долго смеяться и аплодировать после каждой шутки, не только раздражая остальных зрителей, но и сбивая темп своей же команде.)
Но есть и объективный помощник в соблюдении темпоритма. Это музыка. Начальная песня, или просто выход под ритмичную фонограмму помогает задать темп всему выступлению. Про финальную песню мы уже говорили. Ну а посередине темп подстегивают музыкальные отбивки, которые позволяют осуществить «бесшовный монтаж» конкурса. Это определяет и главный критерий их выбора. Помните только, что с отбивками можно переборщить, и тогда они вместо удержания темпа начнут его замедлять. Отбивки должны стоять только после панчей, на которые гарантирована реакция зрителей. Логика подсказывает, что если вам нужна техническая пауза на смену декорации, реквизита или костюмов, перед ней должна стоять сильная шутка.
56. Осторожнее с костюмами, декорациями и реквизитом!
Сцена, в отличие от киноэкрана, - пространство весьма условное, которое провоцирует зрителя на значительное напряжение фантазии, чтобы дорисовать происходящее до полной картины. Нынче даже драматический театр склонен жертвовать деталями, чтобы сфокусировать внимание на главном – действиях и переживаниях героев. Что же касается театра эстрадного (а к нему по жанру примыкает КВН), то ему излишне реалистичный антураж просто противопоказан, поскольку мир, в котором существуют его герои, в принципе нереалистичен. Он изначально построен на гротеске, преувеличении, утрированной пародии. Излишне реалистичные костюмы, декорации и даже реквизит попросту разрушают тот фантастический мир, в котором существуют его персонажи. С другой стороны, реалистичный антураж требует соответствующих актерских навыков, которыми КВНщики чаще всего не обладают.
Вот откуда появилась расхожая фраза «в КВНе можно обозначить»! Это абсолютная правда – причем в большинстве случаев не можно, а нужно! С точки зрения жанра для КВНа необходим минимум антуража, способный обозначить для зрителя характеристику героя (чаще всего – профессию или образ жизни) и место действия. Если беспредметное действие достаточно понятно для зрителя, то оно тоже предпочтительно.
Впрочем, когда игру начинают показывать по телевизору, возникает проблема яркой картинки. И тут приходится идти на компромисс. Но выход, в общем-то, понятен: яркие костюмы и декорации совершенно не обязаны быть реалистичными! По той же причине при наличии видеостены не стоит излишне увлекаться и фото-фонами, которые, конечно, очень удобны для обозначения места действия, но далеко не всегда необходимы.
57. У каждого персонажа на сцене должна быть цель!
Человек, находящийся на сцене, должен играть. Если во время спектакля на сцене случайно окажется, скажем, монтировщик сцены, вы сразу узнаете в нем постороннего, даже если по сюжету в этот момент должен появиться именно монтировщик сцены. Но настоящий – не играет, и это сразу заметно. И не случайно любой актер по поводу плохой роли задает один и тот же вопрос: «Что тут играть?»
Начинающие КВНщики, выходя на сцену, часто вообще не задумываются, что собирается играть каждый из них. И не мудрено! Поскольку еще в процессе написания сценария они не задумывались о том, что будут играть, выйдя на сцену. Между тем, неиграющий человек на сцене неестественен – как ни парадоксально это звучит.
Дело в том, что в жизни мы никогда ничего не делаем просто так. В каждый конкретный момент у нас есть цель, которой мы пытаемся достичь. А цель возникает благодаря внутренней мотивации. Иными словами мы всегда чего-то хотим, и чего-то не хотим. Вот это «хотение» и «нехотение» своего сценического персонажа и необходимо воплощать в каждый момент нахождения на сцене. Осознанная цель поведения определяет взаимоотношения с другими персонажами, а эти отношения, в свою очередь, сразу же подскажут правильные интонации обращенных к ним реплик. Только в отличие от реальной жизни все это придется предварительно придумать, а потом и найти свое соответствующее актерское состояние.
Только не пугайтесь непосильности задачи! КВН – не психологический театр. Образы мы используем гротескные – то есть, прямолинейные. А значит, и мотивы у них будут не сильно изысканные. Но сыграть это с кондачка все равно не получится. Необходимо пробовать – ошибаться, и снова пробовать. Вот для чего нужно как можно раньше «вставать на ноги»! И вот почему надо не «гонять текст», а каждый раз работать на полную катушку, чтобы найти и закрепить состояние своего персонажа в каждый момент времени нахождения на сцене.
+++
Вот, собственно, и всё. Ну, или почти всё – наверняка о чем-то забыл, поскольку тоже не идеален, а советов по поводу написания советов пока никто не написал.
Искренно надеюсь, что не слишком напугал читателя количеством серьезных проблем, по поводу которых необходимо «париться», чтобы заниматься таким, казалось бы, веселых делом, как КВН. В утешение могу сказать, что все эти проблемы решаются постепенно и полностью не решаются никогда. В конце концов, постижение любого искусства – это бесконечное движение к недостижимому идеалу. А вы уже знаете, что надо ставить перед собой невыполнимые цели. Поэтому – удачи!
В начале прошлого века теоретик русского символизма В.Брюсов написал – может, читали: «Юноша бледный со взором горящим, ныне даю я тебе три совета…» Извините, у меня получилось несколько больше. С другой стороны, пардон – не символизмом каким-нибудь занимаемся. Но в конце стихотворения поэт признался: «… если ты примешь мои три совета, молча паду я борцом побежденным, зная, что в жизни оставил поэта». Хотелось бы надеяться, что и мои советы помогут оставить миру какое-то количество новых КВНщиков. И это – хорошо! Потому что чем больше в мире КВНщиков, тем лучше для этого мира. Уж это я точно знаю!
Главы:
Введение
Советы вообще — 1-10
О команде — 11-14
О домашних конкурсах — 15-26
Об импровизации — 27-32
О конкретных шутках — 33-40
О музыкальных номерах — 41-51
О постановке — 52-57