57 советов КВНщику: о музыкальных номерах

1 1

41. Слова в музыкальных номерах должны быть смешными!

КВНовский зритель сильно избалован плотностью развлекающих раздражителей, которые валятся на него со сцены. Это позволяет ему не замечать схематичности актерской игры и символичности пространства. В качестве раздражителей используются в основном текстовые шутки, но это может быть и парадоксальное действие, и экспозиция необычного персонажа, и аттракцион (скажем, фокус или акробатический номер), и, наконец, музыка. Музыка сама по себе имеет повышенное эмоциональное воздействие. Вот только полагаться только на него при создании КВНовского музыкального номера было бы большой ошибкой.

Проблема в том, что в качестве раздражителя музыка будет работать так же, как и всё остальное, только 10-12 секунд. Потом она станет восприниматься зрителем всего лишь как некий эмоциональный фон. Нехитрая логика подсказывает, что на этом фоне раздражители понадобятся уже другие. Вот почему слова в КВНовских песнях должны быть насыщены шутками с такой же плотностью, как и в обычном тексте.

Собственно, трудно сомневаться в желании КВНщиков пошутить везде, где только можно. Почему же, однако, в музыкальных номерах шутки встречаются далеко не всегда? Причина в том, что поэтическая форма достаточно сложна сама по себе. И когда начинающим авторам удается подобрать какие-то слова, чтобы худо-бедно зарифмовать строки и попасть в размер, они уже так радуются, что у них возникает иллюзия, будто и зрители будут также радоваться вместе с ними. Увы – нет! Для зрителя поэтическая форма в песне – это нечто само собой разумеющееся. Он будет искать мысль – то есть, шутку!

Вывод прост! Чтобы написать музыкальный номер, нужно сначала придумать ряд шуток и только потом облечь их в поэтическую форму. А для этого необходимо ею овладеть – то есть научиться сносно писать стихи. Читайте поэзию и пишите, пишите, пишите… Другого пути нет!


42. Тщательно подбирайте музыкальный материал для номера!

Частенько песню для КВНа подбирают так: есть новый хит, который просто «напрашивается», и есть актуальная тема, которая «напрашивается» не меньше. И вот уже команда потеет над совмещением этих двух составляющих, которые, вообще говоря, совмещаться вовсе не обязаны! Ведь у хита есть собственная тема, которую зритель знает и эмоциональный фон, который с нею связан.

В подборе песни для музыкального номера есть два пути. Если вы хотите использовать модный хит, то к нему нужно подобрать актуальную тему, отталкиваясь от ее парадоксального несовпадения с темой песни, или от созвучия оригинального текста с текстом шутки. (Создание текста, созвучного оригинальному – желательно в особо запоминающихся фрагментах! – работает как нарушение идиомы и воспринимается зрителем в качестве парадокса, на котором можно очень удачно строить шутку.) Если же вы отталкиваетесь от информационного повода, из тех же соображений нужно подбирать песню. Третьего – не дано!


43. Необходимо соблюдать размер и рифмовку оригинала!

Если вы будете их нарушать, зритель, у которого оригинальный текст на слуху, будет «спотыкаться» и невольно пытаться разгадать, для чего вы это сделали, вместо того, чтобы воспринимать ваш текст, в котором, хочется надеяться, есть шутки. В итоге шутки не сработают!

Нарушение в песне оригинального размера и рифмовки может использоваться только в качестве приема. Но тогда оно должно быть достаточно резким, легко читаемым и – главное – объяснимым. Ну, скажем, идиотизмом персонажа, который исполняет номер.


44. Перед началом музыкального номера нужно как можно более точно объяснить его смысл!

Речь идет, конечно, не о короткой песенке в одну шутку («карапуле»), которые обычно используются в приветствии. И не о функциональных номерах, вроде начальной и финальной песни конкурса или музыкальных перебивок между локациями в Домашнем задании, место которых само по себе объясняет их назначение и предполагает тематику. Нет, имеется в виду полноценный музыкальный номер, исполняемый неким персонажем, который до этого, возможно, даже не представлен.

Проблема в том, что при всех плюсах эмоционального воздействия песни смысл текста в ней воспринимается зрителем на слух гораздо хуже и медленнее, чем в обычной репризе. (В этом, кстати, причина того, что поп-музыка использует весьма примитивные с поэтической точки зрения тексты.) Попытка задать ситуацию и охарактеризовать персонаж непосредственно в тексте в лучшем случае займет время, которое можно было бы потратить уже на шутки. А пока зритель будет усваивать информацию, он, скорее всего, пропустит еще и первые шутки.

Вот почему перед началом музыкального номера его нужно не просто объявить, а объяснить как можно более понятно. Конечно, хотелось бы, чтоб это было в форме шутки. Но если при этом теряется или затушевывается информация, предпочтение должно быть отдано объяснению.


45. Темп песен в КВНе в большинстве случаев необходимо ускорять по сравнению с оригиналом!

Хотим мы того, или нет, всё в КВНе подчинено одной цели – донести до зрителя максимальное количество шуток в единицу времени. Все остальные ресурсы, в том числе и музыка, в конечном итоге подчинены этому. Даже если в каких-то моментах у музыки появляются и другие функции – скажем, в начале конкурса дать ему эмоциональный разгон, а в конце поставить эмоциональную точку.

Поэтому, как бы красиво не звучала песня в оригинальном темпе, если при этом текстовая информация, составляющая шутку, «перекачивается» слишком медленно, зрителю станет скучно. А такое случается часто. Значительная часть универсальных шлягеров, известных всей разновозрастной аудитории, было написано несколько десятилетий назад, когда сам темп жизни был медленней. Поэтому эти песни сегодня, как правило, ускоряют, даже создавая кавер. В КВНе же это делать просто необходимо – причем ускорять максимально. (Практически – до скорости внятного восприятия текста на слух.)

При этом минусовая фонограмма, скачанная из интернета, даже если в оригинале она устраивала вас по качеству, скорее всего, испортится, и ее придется переписывать. Поэтому кроме просто хорошего «звукача», который подбирает фонограммы для выступлений, необходимо иметь на подхвате и музыканта, способного переписать фонограммы.

По той же причине для КВНа не подходят песни с длинными паузами между строчками. Их можно использовать только в том случае, если вы придумаете, что будете дополнительно говорить, или делать в этих паузах.


46. Подберите удобную тональность!

Понятно, что песня пишется в определенной тональности не случайно: любая из них имеет определенный эмоциональный оттенок. Но даже профессиональные композиторы нередко идут на компромисс, приспосабливая тональность к диапазону голоса желаемого исполнителя. КВНу же не до музыкальных изысков – тональность должна быть максимально удобная! Однако при цифровом транспонировании оригинального «минуса» он искажается еще сильнее, чем при ускорении, поскольку безнадежно портятся тембры инструментов (особенно духовых и ударных). Так что и в этом случае придется обращаться к музыканту.


47. Согласные на концах строк в песне нужно утрировать!

Чтобы доказать необходимость следования этому довольно странному на первый взгляд совету, придется еще раз напомнить, что в КВНовском музыкальном номере главное – текст, а музыка всего лишь эмоциональный фон. Но, как мы уже знаем, текст в песне и так воспринимается зрителем труднее, а певцы во время исполнения частенько об этом забывают, увлекаясь выпеванием мелодии, или попросту переполняемые эмоциями.

Чтобы этого не происходило, нужно приучить себя к тому, что слова в песнях нужно произносить с утрированной артикуляцией. При этом гласные-то получатся сами, а вот о согласных придется позаботиться: «р» нужно «рычать», «м» - «мычать», «т» - «выплевывать» и т.д. Особенно страдают согласные на концах стихотворных строк, которые часто просто проглатываться. И тогда вместо «спать» зритель слышит «спа», а услышав «бо» - долго гадает, что имелось в виду: «бог», «бок», «бор», «борт» или все-таки «борщ»…


48. Не получается хорошо спеть самим – поставьте подпевку!

Актеры вашей стандартной линейки вовсе необязательно умеют хорошо петь. (Хотя стройно петь в хоре в унисон можно научить любого за пару месяцев с помощью нехитрых вокальных упражнений. Отсутствия музыкального слуха у человека не бывает. Бывает неумение владеть своим голосовым аппаратом настолько, чтобы взять ноту, которую хочешь.) В этом случае не надо мучить зрителей чудовищной фальшью! Пусть те, кто ее создают в линейке просто синхронно, но беззвучно открывают рот. А хоровое звучание вместо них будет создавать подпевка, в которую войдут те, кто не обладает актерскими способностями, зато умеет точно попадать в ноты. Однако при наборе подпевки следует озаботиться ее примерному тембральному соответствию с составом линейки. Согласитесь: если парни на сцене будут петь женскими голосами, впечатление будет странное…


49. Танцевать на сцене тоже необходимо хорошо!

Причина, собственно, та же, что и в необходимости сносного пения. Просто иначе отрицательные эмоции от лицезрения корявых телодвижений (как и от фальшивых нот) перекроют у зрителя положительные от музыкального номера.

Вообще говоря, чтобы сделать именно танцевальный смешной номер, необходимо танцевать практически профессионально. Чтобы выразить в танце какую-то мысль – а тем более мысль смешную, - исполнить задуманные гэги, нужно обладать обширной хореографической лексикой (набором танцевальных движений). Этим и объясняется весьма редкое использование в КВНе чисто танцевальных номеров. Исключение – номера, построенные на стёбе по отношению к танцам (равно как и пению). Но сделать так, чтобы зритель воспринимал ваше исполнение как стеб, а не как элементарное неумение, тоже весьма непросто.

В подавляющем большинстве случаев танец все-таки используется в музыкальном номере в качестве дополнительного эмоционального эффекта к песне – то есть в качестве подтанцовки. И в этом случае иногда рационально использовать приглашенный хореографический коллектив.


50. Финальная песня за редким исключением должна подразумевать ритмичные аплодисменты зрителей!

Как мы уже выяснили, драматургия приветствия чаще всего создается искусственно. И главная функция финальной песни – «симуляция» драматургического финала. А значит, следует дать зрителю возможность своими аплодисментами показать удовлетворение выступлением. (И, кстати, даже если удовлетворение это не велико, стимулирование аплодисментов повысит ваши шансы на положительные оценки жюри.) Поэтому музыку для финальной песни нужно выбирать не только темповую, но и ритмичную, чтобы зрителям захотелось поаплодировать в такт.

Еще один совет: не стоит после финальной песни оставлять шутку, в которой вы не уверены на 100%. Иначе вы рискуете после аплодисментов уйти в тишине, что испортит общее впечатление.

Тот же принцип превалирует и при выборе финальной песни даже сюжетного Домашнего задания, поскольку исполняется она командой, которая уже вышла из образов. Единственное исключение бывает в финальном ДЗ последнего сезона в Лиге, когда команда с ней прощается. Тут вполне уместна душещипательная лирика.


51. Отсутствие в команде певцов – не приговор!

Вообще-то самый простой и радикальный способ исправить ситуацию – пригласить в команду поющего исполнителя. Именно так поступают многие «непоющие» команды, приезжая на Музыкальный фестиваль. И не беда, что певец не будет фронтменом – для него придумывается какой-то «выходной» персонаж, который и будет солировать в музыкальных номерах.

Другой выход из положения – рэп, научиться сносно читать который несколько легче, чем освоить сольное пение. Существует еще и так называемое «актерское пение», когда мелодия лишь интонационно намечается. При этом точно попадать в ноты уже необязательно. Однако далеко не каждую песню можно исполнить в такой манере.

Наконец, включите фантазию! Создать у зрителя «иллюзию» музыкального номера можно десятками приемов – от пародирования плохого пения до обыгрывания «околомузыкальной» темы (скажем, приход на кастинг безголосого, но очень настырного претендента). Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что история КВНа знает десятки блестящих примеров того, как команды справлялись с этой проблемой.


Главы:
Введение
Советы вообще — 1-10
О команде — 11-14
О домашних конкурсах — 15-26
Об импровизации — 27-32
О конкретных шутках — 33-40
О музыкальных номерах — 41-51
О постановке — 52-57






  • Текст Михаил Марфин
×
Добрый день! Сайт kvn.ru использует cookie-файлы, а также метрики Яндекс и Google для получения статистики, помогающей оценить работу сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и учет вашего посещения в метриках Яндекс и Google. Это совершенно безопасно!