Музыкалка!

Пьеса или концерт?
(еще немного о музыкальном конкурсе)

 Лучше проще, да лучше
 Чаще всего (но далеко не всегда) музыкальный конкурс, так или иначе, строится в форме обыкновенного эстрадного концерта. Именно так поступали еще КВНщики 60-ых. Они выстраивали друг за другом готовые музыкальные номера из соображений смены темпа и массовости, а также возрастания предполагаемого успеха к концу конкурса. Впрочем, не забывайте, что первая песенка тоже не должна быть самой слабой. Именно в те времена была изобретена и классическая постановочная форма “хора с солистами”, которая вполне удачно эксплуатировалась одесситами вплоть до середины 90-ых годов. А между песенками делался самый обыкновенный конферанс – индивидуальный или парный, состоящий из набора реприз, последняя из которых служила выводом на следующий музыкальный номер.
Первая команда НГУ довела форму такого дивертисмента до филигранной простоты. Им уже не нужен был хор, - практически все номера, кроме финальной песни, исполнялись солистами или дуэтом. Да и финальная песня писалась к музыкальному конкурсу далеко не всегда. Они практически не использовали даже подтанцовки, роль которой раньше вполне эффективно выполнял хор. А объединял все это пиршество духа всегда один и тот же пародийно-развязный конферансье (Владимир Дуда), тексты которого строились тоже по идеально простому принципу: две “убойные” репризы типа “новостей”, из которых вторая, как правило, приближала зрителя к теме следующего номера и – классическое ироничное объявление номера. Пожалуй, самым большим драматургическим изыском, который позволили себе новосибирцы в финале 1991 года, была пародия на новогодний “Голубой огонек”, в которой была уже пара ведущих и “гости студии”, не сказавшие, впрочем, ни слова.
Вот, собственно, и вся драматургия! И эта простейшая схема работала, работает и будет работать всегда уже по той причине, что дивертисмент является настолько привычной для зрителя формой, что в любом КВНовском исполнении является пародией на самого себя. Это, по сути, является аналогом ситуации “команда вышла на сцену” в приветствии. И также в этой схеме есть свои неоспоримые преимущества и несомненные неудобства.
Начнем с преимуществ. Первое и самое очевидное – простота драматургии! А эта самая простота всегда играет на руку качеству юмора, потому что позволяет легко вставлять в контекст ваши лучшие репризы абсолютно на любую тему, не тратя к тому же время на задание какой-то специальной ситуации. Точно также вы можете легко менять местами в конкурсе музыкальные номера, заметив, скажем, на репетиции, что рейтинг их успеха оказался совершенно не таким, как вы изначально предполагали. Наконец, такая схема идеально позволяет вводить зрителя в контекст самой песни, если хотите, - “объяснять, над чем в ней нужно смеяться”.
Напомним, что восприятие зрителем ситуации и, тем более, сюжета непосредственно из текста песни затруднено. Сюжетные песни вообще – штука весьма редкая, хотя и существующая много веков. Это – баллады. Но и в этом случае вы должны предупредить зрителя, что сейчас будет исполняться баллада.
Очень часто бывает, что песня, как и шутка изначально возникает просто из каламбура известной строчки или технического перевертыша. И тогда смысл номера приходится искать дополнительно, “подбирать”. Пример? Пожалуйста!
В 1995 году на свою первую игру тбилисская команда “Настоящие тамады” привезла симпатичную синхробуффонаду: солдатский хор пел ускоренную в два раза “Не-плачь-девчонку”. Это было хорошо поставлено, но выглядело абсолютно бессмысленно. И лишь когда придумалось, что это “Хор группы быстрого реагирования Российской армии, которая вот уже третий год не может покинуть территорию Грузии” (тогда этот  вопрос был весьма актуальным), - номер стал восприниматься на “ура”.
Итак, преимущества – налицо! Осталось лишь выяснить, почему же столь простой и ясной формы что-то давно не видно на КВНовской сцене?
Дело в том, что всякая “идеальная” форма подразумевает “идеальные” музыкальные номера. Новосибирцам - с их сорока авторами, сотнями реприз и парой десятков претендующих на исполнение в одном конкурсе песен – она вполне подходила. Причем любое усложнение (а эксперименты в этом направлении уже шли вовсю) ими сознательно отвергалось, поскольку могло только помешать восприятию действительно блестящих текстов. По той же причине отказывались от хоров и подпевок, “зажевывающих” слова, и потому не было никаких отвлекающих подтанцовок.
Но если такая роскошь, как сорок хороших авторов, в вашей команде не предусмотрена или, в конце концов, вас просто потянуло на эксперименты, - вам, скорее всего, небезынтересно будет дочитать эту главу до конца.

Песне ты не скажешь до свидания…
Музыкальный конкурс отличается в КВНе наибольшим жанровым разнообразием. Просто в отличие от, скажем, приветствия в нем изначально нет достаточно строгой жанровой определенности. По большому счету, единственным критерием “музыкальности” конкурса является наличие в нем большего или меньшего количества музыки, и с этой точки зрения любой конкурс в нынешнем КВН (за исключением, пожалуй, разминки и капитанского) можно назвать музыкальным.
Так или иначе, большинство музыкальных конкурсов используют форму «ведущего с концертом», на которую “надевается” некая дополнительная ситуация.
Элементарный вариант, известный даже школьной самодеятельности – репетиция или подготовка этого самого концерта. Тем не менее, этот прием не раз приводил к успеху на большой КВНовской сцене. (К примеру, “репетиция заводского праздника” в полуфинале-99 БГУ, “репетиция открытия “Кинотавра” у Сочи и “репетиция кремлевского концерта” у Томска в четвертьфиналах –2000.) Другой не менее распространенный вариант – добавление к концерту некой скандальной закулисной ситуации. Именно на этом был построен конферанс знаменитой томской “музыкалки” четвертьфинала 1998 года, в которой “в деревне Ливерпуль” местный директор клуба давал советы заезжему ведущему.
Форму дивертисмента можно упрятать и “поглубже”. Как это сделали, скажем “Четыре татарина” в 1\4-98, опустив свой концерт в подземный переход. Впрочем, если слово “поглубже” читать не столь формально, легко понять, что та же форма кроется и в томском разговоре Моцарта и Сальери (1\8-98), и в изящном ходе ХАИ с метрополитеном (1\8-95), когда тема песни задавалась просто объявлением остановки или пересадки на другую линию («Следующая станция – Анжелико-Варумская, переход на Агутинскую линию!»). Сюда же относятся и бесчисленные пародии на телевизионные передачи (“Музыкальный ринг” “Новых армян” в полуфинале-99.)
Преимущества “ситуационного дивертисмента” неоспоримы. И самое большое из них – неопределенность в таком конкурсе соотношения “музыка – текст”. Музыкальные номера – штука специфическая, и далеко не всем они удаются. А здесь теоретически можно “вытащить” конкурс, имея всего лишь один полноценный музыкальный номер. К нему дописываются вступительная и финальная песенка, добавляются пара музыкальных “тычек”, и – все это вместе смотрится вполне музыкально! Другое дело, что идея тогда уже должна быть оригинальной, а текст – действительно смешной.
Пожалуй, первыми так поступили “Махачкалинские бродяги”, показав в финальной “музыкалке” 1996 года “Дагестанские вести” - пародию на “новости дагестанского телевидения”. Там был действительно всего один, причем довольно слабенький номер, который нынче даже мало кто вспомнит. Зато отлично придуманная и разыгранная ситуация не только принесла успех в игре, но даже вошла в КВНовские анналы.
Надо сказать, что в конце 90-ых годов многие команды частенько стали злоупотреблять этим приемом, откровенно смещая центр тяжести музыкального конкурса на текстовые “прокладки”. Но, увы! – всякий обман зритель рано или поздно раскрывает, и то, что прощалось первооткрывателям, нынче может вызвать откровенное раздражение. Так что, если вы хотите играть в КВН, то вам рано или поздно придется научиться делать музыкальные номера.

Некоторые любят погорячее…
 Теперь поговорим о музыкальной экзотике. Тем более, что именно некоторые весьма экзотические формы музыкальных конкурсов в свое время произвели настоящий фурор, а нынче справедливо считаются КВНовской классикой.
 Начнем с формы под названием “музыкальный коллаж”. Суть ее состоит в том, что подряд “нон-стопом” исполняется множество коротких фрагментов, более или менее перетекающих друг в друга. В свое время одесситы вывели на сцену в массовом порядке героев “Рабыни Изауры”, близких тогда сердцу всякого рядового телезрителя, что позволяло им сольно, группами или всем вместе “высказываться” на любые животрепещущие темы, коих в те времена, слава богу, хватало. Именно там прозвучали такие “классические строчки”, как:
  Ни к чему печалиться, подруга, -
  Не у нас в Бразилии родной
  Три марксиста, три веселых друга
  Основали свой веселый строй.
 А также:
  От Красной площади состав отправится,
  Евреи тронутся, а кто останется?..
 Главное технологическое достоинство этой формы – в возможности использования коротких песенных отрывков, которые, как известно, рождаются гораздо легче и чаще, чем удается набрести на достойную тему для полноценного музыкального номера. Но увязывание таких отрывков в коллаж позволяет создать ощущение “большого музыкального полотна”.

 В те же времена зародилась и весьма специфическая форма “короткой музыкальной пьесы”, которая была придумана и в течение десятилетия “использована на все 100%” днепропетровцами. Основные законы были угаданы ими сразу в первом же музыкальном номере, завершавшем финальное ДЗ 1988 года, - “Переведи меня на хозрасчет” (на музыку С.Никитина “Переведи меня через майдан”).
 В основе такого номера в классическом виде лежит куплетная форма, причем каждый куплет поет новый герой (или группа героев). Иллюзия драматургического развития достигается тем, что герои постепенно появляются и накапливаются на сцене, чтобы в финале уже мощным хором спеть уже нечто завершающе-морализаторское. (Впрочем, герои могут и сразу находиться на сцене, как в знаменитых “Эмманюели” или “Сходке” русских писателей, но тогда они постепенно вступают в действие.)
 Собственно, никаких прочих секретов формы в днепропетровских “пьесах” нет. Но! В их музыкальных номерах были не только великолепные тексты, абсолютно точно сработанные по всем КВНовским канонам, - то есть, каждые четыре строчки представляли собой полноценную репризу. В них было нечто гораздо более важное и сложное, что, собственно, и дало в свое время право команде КВН назвать себя Театром КВН: это были не классические КВНовские “экспозиции”, а именно пьесы!
 Не случайно почти никто не отважился воспользоваться днепропетровской формой, когда в арсенале КВНа появился конкурс одной песни. Хотя, признаемся, он и придуман был с оглядкой именно на команду ДГУ. Однако осторожные КВНщики предпочли и в этом варианте беспроигрышный дивертисмент, исхитряясь писать несколько разных номеров на одну мелодию или просто извращаться до бесконечности в аранжировках, модуляциях и игровых «картинках», сочиняя один бесконечный музыкальный номер.
 И все же мы призываем вас дерзнуть! А вдруг получится? Просто делать это нужно заранее, а не за два дня до игры. За два дня – точно не получится…

 Наконец, существует весьма экзотическая схема мюзикла. Правда, она крайне проблематично вписывается в современный хронометраж музыкального конкурса. Впрочем, в последние годы все большую популярность завоевывает конкурс под названием “музыкальное домашнее задание”, для которого мюзикл, в принципе, подходит идеально.
 Другое дело, что мюзикл в классическом понимании – это драматургическое произведение, в котором песни неразрывно связаны с действием. Правда, жанровая сложность задачи связывает ваши КВНовские возможности по рукам и ногам. Тем не менее, мюзикл в КВНе все же существует, правда, в весьма своеобразной глобально-пародийной форме.
 В 1996 году ее поначалу интуитивно нащупали “Махачкалинские бродяги” и привезли на Музыкальный Фестиваль в Юрмалу свои “17 мгновений весны”. Это было очень смешно, и они по праву завоевали тогда “Кивина в золотом”. Но когда в полуфинале они решили сделать нечто подобное, пришлось весьма мучительно анализировать, что же они, собственно, натворили.
 И тогда выяснилось, что они напоролись поистине на “золотую жилу”: на пародирование культового сюжета! Действительно, если этот сюжет зритель уже досконально знает, а отдельные эпизоды помнит даже дословно, никакой специальный сюжет для собственной пьесы выстраивать уже не нужно. Достаточно намекнуть, что, в принципе, все это вы уже знаете. А после этого – гуляй, не хочу! Перевертывай все с ног на голову и “совмещай несовместимое”! И вот уже появляется кавказский Штирлиц, которого провожают в родном ауле, а Гитлер заявляет, что “он раньше такой злой был, потому что у него велосипеда не было”.
 В полуфинале махачкалинцы в этом же жанре блестяще разработали тему Рэмбо (а точнее – вообще американских военных боевиков). А дальше… столкнулись с неразрешимой проблемой. Оказалось, что культовых сюжетов и героев вовсе не так много! В результате ставка на “тюремные боевики”, которую “бродяги” сделали в суперфинале-97, уже не привела к такому же успеху. К тому же очевидным стало, что даже пародийный сюжет необходимо поддерживать преобладающей массой игровых эпизодов, а перенасыщение такого конкурса развернутыми музыкальными номерами, пусть даже великолепно исполненными, приводит к тому, что он “рассыпается”.
 По-видимому, после этой неудачи самих изобретателей жанра, КВНщики сочли его убитым в зародыше. И вновь отважилась на нечто подобное лишь команда БГУ и лишь на Музыкальном Фестивале 2000 года, будучи к этому времени уже суперчемпионами. На этот раз “на поругание” пошли “Три мушкетера”. Причем избранный жанр был гораздо ближе к классическому мюзиклу, чем у махачкалинцев. Здесь уже не было безумного смешения культовых фраз и музыкальных стилей. По сути был предложен некий собственный пародийный сюжет, который все же пришлось выстраивать, а все музыкальные номера были честно взяты из популярного телефильма. И хотя объективно все это было очень и очень неплохо, в контексте музыкального фестиваля, выступление показалось слишком “рыхлым” и растянутым. (Что, кстати, лишний раз доказывает, что у зрителя есть совершенно четкие критерии восприятия конкретных конкурсов, - критерии, которые нарушать нельзя!). Из последних примеров: «Олеся» команды «ЧП».

 В заключение, хотелось бы остановиться на одном очевидном парадоксе. Почему в музыкальном конкурсе практически не используются такие традиционные музыкальные жанры как опера, балет или хотя бы оперетта? Тем более, что все это весьма активно и успешно использовали в свое время СТЭМы?
 Вообще говоря, было бы странно, если бы никто в этой области не успел поэкспериментировать. И эксперименты, конечно, были, и – не очень удачные, что, собственно, и отбило охоту у последователей.
Оперетту, скорее всего по неопытности, сделала в своей первой же игре в 1986 году еще команда МХТИ. Это, впрочем, был даже не музыкальный, а публицистический конкурс “Добро пожаловаться”. На оперу в первой игре сезона 1994 года “пошла” МАГМА. Они же сделали в полуфинале того сезона маленький балетный номер, который при этом почти исчерпал возможности жанра в КВНе, поскольку пародировал его в целом: Ленин, Сталин и Троцкий во френчах и пачках делали несколько шагов по сцене, а потом долго тяжело дышали и кланялись публике. Все.
Что же касается оперы и оперетты, то они оказались чрезвычайно громоздки для подачи текста. Так же, как и в натуральном театре, зритель, настроившись на такой жанр, сразу же перестает внимательно прислушиваться к словам и больше внимания обращает на пение, что для КВНа, как вы понимаете, - губительно.
Впрочем, в четвертьфинале 2000 года оперный номер “Евгений Онегин” рискнул показать Томск. И опасения подтвердились. В процессе репетиций его пришлось очень сильно сокращать и дополнительно усмешнять откровенно неоперными деталями.
Вообще говоря, теоретически придумать пародию на классический музыкальный жанр, разумеется, можно. Только для этого, скорее всего, нужно непосредственно как-то очень смешно петь или танцевать. А придумать это, согласитесь, гораздо сложнее, чем просто пару текстовых шуток!

×
Добрый день! Сайт kvn.ru использует cookie-файлы, а также метрики Яндекс и Google для получения статистики, помогающей оценить работу сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и учет вашего посещения в метриках Яндекс и Google. Это совершенно безопасно!