Ее Сиятельство ДРАМАТУРГИЯ!

Урга - территория любви,
а КВН - территория пурги!
(Сборная Перми, 1999)
 Трудно вообразить, что начинающий КВНщик (да и не только начинающий), садясь придумывать приветствие или домашнее задание, осознает, что сейчас начнет свободно пользоваться известными приемами драматургии. Конечно, драматургия в КВНе (как и режиссура) носит относительный (экзотический) характер, но все ее законы уже давно открыты. Попробуем по-простому о них рассказать. . .
Для начала советуем вам грамотно отпугнуть от своей команды предлагающего недорогие услуги “классического” театрального режиссера или сценариста-юмориста, поднаторевшего на детских елках.
 А теперь - ПОЕХАЛИ!
Что же за интересное и необычное действо происходит на КВНовской сцене? Действо, написанное авторами, не сильно разбирающихся в классических законах драматургии. При этом всё смотрится вполне органично, не смотря на самодеятельность исполнения, а иногда даже приводит в полное недоумение крепких театральных профессионалов, начинающих сомневаться в своей состоятельности!
 Давайте разбираться в явлении, ребзя!
Начнем с понятия, имеющего отношение не столько к драматургии, сколько к режиссуре.

Театр максимального «представления» актера.
 Хочется надеяться, что хотя бы краем уха вы слышали о двух принципиально разных театральных школах. Нынешняя классическая система, основанная К.С.Станиславским, называется «театром переживания». Всё остальное - «театр представления».
В «театре переживания» актер на сцене должен “взаправду” жить жизнью своего героя. Не на 100%, конечно, иначе, скажем, актера, играющего Гамлета, приходилось бы менять после каждого спектакля. Но тем не менее:
 В «театре представления» всё проще: актер Вася Пупкин выходит на сцену и говорит себе (а, следовательно, - и зрителям!): “Я - актер Вася Пупкин! Сейчас я буду представлять вам Гамлета таким, как я его себе представляю!”
 Историческая справка: три тысячи лет театр шел от «театра представления» (от праздников Диониса и ярмарочных балаганов, от греческого хора и итальянских масок) - к реалистическому театру («театру переживания»). Врубаетесь? КВН-то рулит по обратному пути!
 Справедливости ради стоит отметить, что «система Станиславского», как метод подготовки актеров, продолжает оставаться во всем мире краеугольным камнем большинства театральных школ.
 Где-то в году так 1910-м театр вновь пошел к условности (но не назад, а - вперед!). Какими бы «взаправдашними» ни были сюжеты, декорации, поведение актеров, - можно ли считать вполне реалистическими, к примеру, оперетту, оперу или, тем более, балет. Условность жанра, друзья! Вывод: сценическое существование имеет свои законы, свою “правду”, пусть и отличающуюся от “правды жизни”.
 “Правду жизни” мы с вами чувствуем интуитивно. И в реалистическом театре нам довольно легко почувствовать фальшь, понять, что “так в жизни не бывает”, и вслед за Станиславским гневно воскликнуть “Не верю!” В театре условном - все несколько сложнее. Сначала зритель воспринимает условия игры, а потом уже оценивает “правду жизни”.
 Любой из нас, придя в оперу, легко воспринимает жизнь, в которой все поют, а в балете - в которой все танцуют. Одна и та же ситуация в трагедии вызывает слезы, а в комедии - хохот. Все дело в правилах игры. Правила эти изначально задаются еще до того, как зритель вошел в зал. Потом они дополняются и «доформировываются» первыми же мгновеньями сценического действия. Но дальше - все! Любое отступление от правил, сколь бы невероятными они не были в принципе, будет восприниматься как фальшь, как нарушение “правды жизни”!
 На определенном этапе жизненный опыт позволяет нам не только оценивать возможность предложенной ситуации, но и самостоятельно моделировать ее. (Этот факт, кстати говоря, позволил заявить Ф.Феллини, что “любой мужчина после 40 лет может снимать кино”.) К сожалению, никакого другого мерила, кроме собственной интуиции, для оценки критерия жизненной, а значит - и сценической “правды” не существует. Разве что некоторая благосклонность природы, в просторечии именуемая талантом, помогает развить эту самую интуицию значительно раньше сорока лет. Кроме того, для моделирования ситуации в условном театре необходимо знать правила игры - во всяком случае, те, что изначально определяются жанром. Вот в этих-то правилах, определяющих “сценическую правду” в КВНе, мы и попробуем для начала разобраться.

 Мы не случайно начали говорить о “театре переживания” и “театре представления”, потому что КВН - это, если хотите, Театр Максимального Представления. И это дает ему огромное количество плюсов, и всего один - но, правда, весьма существенный, - минус.
 Начнем с плюсов!
 Что же означает это самое “максимальное представление”? А всего-навсего то, что наш с вами Вася Пупкин, выйдя на КВНовскую сцену, прежде всего, останется Васей Пупкиным. Мало того, он станет еще и Васей Пупкиным, который вышел на КВНовскую сцену, в общем-то, пошалить. И это открывает перед ним огромные возможности. Он может петь, танцевать, показывать фокусы. Может сказать, - а сейчас я буду пожарным! а теперь - космонавтом! а теперь - водопроводчиком! Он может даже побыть немного Гамлетом, а через минуту - Офелией. И все это вполне будет укладываться в рамки “сценической правды” КВНа.
 Но возможности Васи Пупкина еще шире. Он может сказать: “У меня в руке стакан”. Или - “пистолет”. И все поверят, хотя ничего у него в руках нет. Он может сказать: “Я - в бушующем море!” И зритель согласится, хотя в декорации ничего об этом не напоминает, и шума волн не слышно, и на самом Васе - не тельняшка, а обычная футболка. Он может даже превратить весь зал в лес и пойти с товарищами искать в нем грибы! (Вспомните СТЭМ команды Новосибирского Государственного Университета,  сыгранный в 1997 году.)
 Итак, человек на КВНовской сцене может совершенно свободно задавать любой образ, пространство и ситуацию!
 Но, возможно, главное, - он совершенно не обязан совсем уж профессионально держаться на сцене. Он ведь никого не обманывает: он - не актер, а Вася Пупкин - студент третьего курса физмата. Вот почему непрофессиональная игра в КВНе вполне нормально воспринимается даже по телевизору.
 Ну а теперь - о минусе. Человек на КВНовской сцене не имеет возможности спрятаться за образом. Кого бы он из себя не изображал, все, что он ни сделает и все, что он ни скажет, - будет делать и говорить студент физмата Вася Пупкин. Поэтому на КВНовской сцене нельзя говорить откровенную глупость, нельзя хамить, нельзя использовать ненормативную лексику и т.п. Вы никому не докажете, что вы это делали “от имени образа”. Образ в КВНе слишком зыбкое понятие, и через него всегда предательски просвечивает личность исполнителя.

Театр максимального «переживания» сценариста.
 Если в КВНе и существует “театр переживания”, то - для сценаристов. Написать текст для КВНа неимоверно трудно. Настолько, - что одному человеку это в подавляющем большинстве случаев просто не под силу, и КВНовский сценарий практически всегда является плодом коллективного творчества.
 Дело в том, что КВН с точки зрения сценического жанра вернее всего было бы назвать театром репризы. Реприза для него является первоосновой и абсолютом. И драматургия любого конкурса, как бы она не отличалась в частностях, подчинена в первую очередь этому самому абсолюту.
 Но вот ведь что удивительно - любая реприза, в принципе, уже сама по себе является законченной и самодостаточной пьесой, отдельным эстрадным номером, готовым мини-спектаклем. И внутри нее как раз все подчинено классическим законам драматургии. В ней есть завязка в начальный момент задания ситуации, развитие в подводке, кульминация на последних словах отбивки, и, наконец, апофеоз - смех в зале, означающий, что зритель докопался до второго плана шутки.
 Очевиднее всего это происходит в разминке. Другое дело, что сочинить пьесу за 30 секунд не всегда получается. Зато малейшая удача вызывает бурю восторга. Потому что именно на этот спектакль, а точнее - спектакли, в конечном счете, приходит КВНовский зритель, на их восприятие он настроен, ради них многое готов простить, и - чем больше таких спектаклей будет показано в единицу времени, тем лучше. И тем не менее...
 Реприза длится всего лишь 10-20 секунд. А продолжительность эстрадного номера от 3 до 10 минут. Закон здесь прост: сценическое действие меньшей продолжительности зритель не способен воспринять как нечто самоценное и законченное. С другой стороны - более десяти минут невозможно следить за планомерным развитием одной ситуации.
Справка: в американском кинематографе есть закон, в соответствии с которым на каждой 11 минуте должен появляться новый сюжетный ход!
 Получается, что в рамках выступления команды наши мини-спектакли, хочешь - не хочешь, должны быть каким-то образом увязаны и скомпонованы. Вот по этому пути мы с вами и пройдемся.
 Путь, который в свое время был шаг за шагом, интуитивно, а потому и оптимально был избран в КВНе, - это самостоятельная “обрамляющая” драматургия выступления, которая превращает набор реприз - мини-спектаклей в некий целый “миди-спектакль”. А как только поставлена такая задача, сразу же начинают работать незыблемые законы: в спектакле (а значит - и в пьесе) должен быть сюжет со всеми его причиндалами - завязкой, развитием, развязкой и апофеозом.
 Однако разработка сюжетной линии требует времени, которое в КВНе страшно дорого. Ведь в те минуты, которые вы потратите на объяснение того, что же происходит - на задание ситуации, характеристику героев и, наконец, на доведение сюжета до логического финала, вы вряд ли сможете хорошо шутить. То есть в идеале было бы сделать и то, и другое одновременно. Но в КВНовской жизни чаще случается, что лучшие репризы совсем не обязательно ложатся в тему и ситуацию, которую вы выбрали. Еще сложнее эту ситуацию шутками же и описать.
 Где же выход? Он - крайне прост: потратить на “обрамляющую драматургию” как можно меньше времени, а где можно, - вообще от нее избавиться. И вот в КВНе постепенно формируются уникальные сценарные шаблоны, несколько отличающиеся в разных конкурсах, но сходные в главном. Имея все внешние признаки драматургических произведений, они в обычном смысле слова ими не являются!

“Я сам обманываться рад. . .”
 Самой классической КВНовской драматургической обманкой является приветствие. Вместо завязки сюжета используется выходная песенка, которая не только заявляет характеристики героев (так называемый, “имидж команды”), но и задает темпоритм представления. Затем буквально одной фразой задается ситуация, которая, вообще говоря, никакого развития сама по себе не подразумевает, а лишь обозначает возможность для героев обмениваться мнениями по разным поводам. В дальнейшем ситуация лишь несколько раз напоминается зрителю соответствующими репликами. Отсутствие развития подменяется “подхлестыванием” действия вставными музыкальными номерами или даже просто музыкальными сбивками. В качестве развязки используется некая специфическая реприза, которая чаще всего просто ставит в ситуации многоточие, а в лучшем случае ее закольцовывает. Наконец, апофеозом служит заключительная песня.
 Эта стандартная схема идеально работает вот уже пятый десяток лет, хотя за это время из нее выхолостился главный смысловой ход, из-за которого конкурс, собственно, и был назван приветствием: представление себя (а точнее, - своего ВУЗа, завода или города) и приветствие команды соперников.
 Вторым драматургическим стандартом КВНа является блочная схема. Суть ее заключается в нанизывании ничем на первый взгляд не связанных отдельных эпизодов на общий идеологический шампур. Роль этого самого шампура может играть некий незамысловатый сюжетный ход или даже просто единое место действия, а может - и самый обычный конферанс. Классическим, опять же, воплощением этой схемы являются музыкальный конкурс и домашнее задание. Если же внимательно присмотреться к достаточно продолжительному приветствию, мы почти наверняка различим блоки и там.
 Заметим, что в самом по себе разбиении пьесы на эпизоды нет ничего удивительного для европейской драматургии. Но в КВНе речь идет именно об отдельных, самостоятельных эпизодах, которые связываются в единое сценическое целое, в общем-то, достаточно искусственно - не столько сюжетно, сколько идеологически. (Для общего образования скажем, что это прием уже не европейской, а классической китайской драматургии.)
 Почему же КВНу так полюбилась блочная структура? Да потому что она для него крайне удобна! Написать полноценную пьесу (пусть даже и 10-минутную), состоящую из одних реприз, чрезвычайно сложно. Как правило, даже удачно найденная тематическая парадоксальная ситуация исчерпывает себя на уровне 2-3-минутного эпизода. Музыкальный номер оказывается чаще всего еще короче. Ну и прекрасно! Ведь такая продолжительность сценического действия, как мы уже выяснили, не требует внутреннего развития. Зато 3-4 блока-эпизода, объединенные общим сюжетным ходом иллюзию этого самого развития великолепно создают.
 Впрочем, среди всего многообразия КВНовских конкурсов есть-таки один, который не поддается схематизации. Его чаще всего приходится писать и играть честно - по всем драматургическим канонам. Речь идет о СТЭМе, который появился в сезоне 1995 года и на сегодняшний день является, безусловно, самым трудным домашним конкурсом КВНа. Его музыкальной разновидностью является так называемый “конкурс одной песни”, в котором необходимо 4-5 минут эксплуатировать одну мелодию, а, следовательно - придумывать единый музыкальный номер.
 Правда, КВНовская голь, хитрая, как известно, на выдумки, придумала свои варианты и для СТЭМа. Например, СТЭМ-приветствие (знаменитые “женщины-охотницы” ХАИ 1995 года) или блочный СТЭМ-дивертисмент (1996, Новые армяне). Да и конкурс одной песни потихоньку научились строить по образу и подобию обычного музыкального конкурса, великолепно извращаясь в аранжировках. Но это все-таки - скорее исключения, чем правила. 

Пора делать промежуточные выводы!
 Первый и, пожалуй, самый главный вывод состоит в том, что КВНовская драматургия должна быть как можно более простой. Это относится и к образам, и к ситуации, и, собственно, к сюжету.
 Попробуем все это разъяснить на примерах.
 Начнем с коллективного образа - имиджа команды. Самое простое на первый взгляд - быть просто самими собой, то есть командой из конкретного города и конкретного института. Тут, действительно, ничего объяснять не надо. Но, с другой стороны, и не всегда есть, на чем поиграть. Поэтому все-таки чаще всего команды придумывают себе некий дополнительный образ. И вот тут подстерегает первая опасность.
 Если вы решили быть пожарными, то будьте просто пожарными, а не пожарными, которые оделись в нищих, потому что им не платят зарплату. Иначе вы, во-первых, потратите все время выступления на объяснение собственной предыстории; во-вторых, скорее всего, будете неорганичными, потому что вряд ли кто-то из вас хорошо себе представляет, как ведут себя пожарные в подобной ситуации; и, в-третьих, вы страшно сузите себе тематическое поле для шуток. Ибо просто пожарные, как обычные люди, могут, в общем-то, говорить о чем угодно. А пожарные в специфической ситуации должны говорить о чем-то исключительно этой ситуации сообразном.
 То же относится и к индивидуальным характеристикам героев. Времени на развитие образа у вас нет. Поэтому он должен быть изначально задан, причем задан, что называется, широким мазком - основной яркой чертой: “умный”, “глупый”, “молодой”, “старый”, “придурок, над которым все издеваются ” и т.д.
 Вообще, есть хороший способ проверки любой КВНовской драматургической сущности. Если вы столкнулись с проблемой объяснить эту сущность одной фразой, отказывайтесь от нее к едреней фене!
 Возьмем ситуацию. Опять же, самая простая - команда вышла на сцену играть в КВН. Но, как и простейший имидж, она, увы, ничего вам сама по себе не дает. А из удачно выбранной имиджевой ситуации обязательно просыплется пара-тройка приличных шуток. Так что вернемся к пожарным.
 В какую ситуацию их можно поставить? Ну, - “приехали на пожар”? Конечно! И - все! И - хватит! Вот только если сразу начнут тушить, то - какие уж там разговоры? Значит, к примеру, приехали, а воды - нет. Ждем воду, любуемся разгулом стихии, размышляем на философские темы. Или приехали - пожар уже сам потух. Ну не возвращаться же сразу! Или вообще никуда не едем. Сидим - пожара ждем, чтоб пальцем пошевелить. Ну, чем не пародия на правительство?
 А теперь представьте, что вы для себя определили ситуацию так: “Вы ехали на пожар, но по дороге вас остановил инпектор ГИБДД за превышение скорости, у водителя документов не оказалось, машину арестовали, вы пришли пешком, как честные люди, по дороге купив ведра в магазине и набрав воды из лужи, чтобы затушить эту несчастную помойку, которую поджег местный отличник в знак протеста против четверки за полугодие по физкультуре”. Самое удивительное, что ситуация, вроде, вполне парадоксальная. Но, увы, не для обыгрывания в качестве сценической реальности. А если она вам так приглянулась - сделайте из нее репризу! Реприза-то - полноценный спектакль, и в нем-то уже могут происходит любые, в том числе и самые “навороченные” события.
 А в сюжете (вот мы добрались и до сюжета), во всяком случае, в сюжете одного блока - событий может произойти максимум два! Максимум - потому что их может и вообще не происходить, если не считать событием ваше появление на сцене. Но когда события все-таки происходят, то одно из них всегда связано с вводом в ситуацию (в нашем “пожарном” случае, скажем, вы приехали на пожар), а второе - с выходом из нее (к примеру, - само потухло, пока рукав разворачивали).
 Заметим сразу, что это самое второе событие придумать обычно бывает сложнее всего, поскольку оно должно не просто завершать пусть и простой, но, все же, сюжет, а логически и психологически вытекать из всего того, что происходило до этого на сцене. И вот эта проблема непосредственно выводит нас на вопрос вопросов КВНовской драматургии:

О чем поем?
 На первый взгляд ответ кажется чуть ли не сам собой разумеющимся: тема-то задана! На самом же деле тема - это всего лишь заданное название вашей пьесы. А о чем она будет - придется решать самим. Причем в данном случае имеется в виду не непосредственный сюжет, не конкретное действие, а то, что в театре называется сверхзадачей. В КВНе это называется общей идеей выступления.
 Если даже вы не будете задумываться об идее своего сценария, если вы, скажем, решили просто выйти и пошутить “вообще”, зритель все равно будет пытаться разгадать некий общий смысл вашего выступления. Ежели зрителю идея не понятна, то у него (у зрителя) останется ощущение некой психологически некомфортной пустоты и некоторого обмана ожиданий, а в худшем случае - неумности всего того, что было показано. А это, сами понимаете, пролёт по всем параметрам!
 В нашей редакторской практике подобное нелепое “послевкусие” от выступления мы называем “Саид, ты что сказать-то хотел?”, или проще: «Блин. . . Что это было?» Ответов на эти вопросы два! Первый и наиболее благополучный - “ничего!” Тут все понятно. А вот со вторым ответом сложнее. Чаще всего находчивые авторы утверждают, что хотели рассказать в своем гениальном произведении об “абсурдности человеческого существования”. Кому рассказать? Напоминаем, что КВН - искусство массовое и обязано быть понятно всем.
 Конечно, попытки воплотить на КВНовской сцене откровенный театр абсурда были, но почти все они провалились, так что ходить в эту сторону - занятие неблагодарное.
 Иногда за абсурдистское направление принимают “Уральских пельменей” конца 90-ых, санкт-петербургские сказки вроде “Аленького цветочка” (18 - 2002) или сборную Пятигорска. Но секрет в том, что это все - вовсе не абсурд, а сложный парадокс, находящийся на грани понимания зрителя. И как раз разгадка смысла подобного высокого парадокса приводит его (зрителя) в восторг! Проще говоря, «въехав, пипл начинает хавать!» Понятно, что грань здесь достаточно тонкая: автор, возможно, и вкладывал в репризу какой-то смысл, а зритель его не разгадал, и для него это стало абсурдом. Мы называем это “запредельным парадоксом”. (Иногда реприза, вполне доступная при чтении глазами, не “считывается” на слух.) Но - все это всегда остается на совести авторов. Зритель, как и покупатель - всегда прав!
 Завязываем с «абсурдом», переходим к «ложному пафосу».
 Начинается эта болезнь с малого - с финальной песни, в которой наши условные “пожарные” вдруг ни с того ни с сего начинают петь о том, как они любят играть в КВН. Нет сомнения, что подобных выступлений вы видели немало, особенно на сочинских Фестивалях. Но дальше - больше!
 Представьте, что вы в течение нескольких минут отпускали вполне легковесные шуточки: пародировали рекламу, легонько покусывали правительство и эстрадных звезд, - словом, говорили то, что чаще всего говорят КВНщики, особенно в приветствии, а потом вышли на авансцену с серьезными физиономиями и... выпустили в небо белого голубя мира, добив все это еще и откровенно пацифистской песней. Глупо?
 Блестящую внутреннюю пародию на КВНовский пафос сделали в своем первом фестивальном выступлении в 1998 году томские “Дети лейтенанта Шмидта”.
 Они получали от Деда Мороза цветик-семицветик, у которого в конце концов оставался всего один лепесток. И тогда все, как и положено, выходили один за другим на авансцену и со слезами в голосе говорили о том, что они желают, чтобы люди жили мирно, чтобы не плакали, а только смеялись и т.д. Тихим голосом главный герой спрашивал:
 - Ну что, можно рвать?
 - Давай, - тихо говорили ему.
 И тогда он истошно орал:
 - Шубу хочу!
 Пожалуй, эта сценка отбила у команд желание “пускать слезу” (или, пардон, «соплю») на весь следующий сезон. Но уже через год рецидивы не заставили себя ждать. Вообще живучесть КВНовского пафоса естественно иллюстрируется постоянной модой на его пародирование.
 Золотая рыбка: У вас осталось последнее желание!
- Саня! Давай только, чтобы для всех!
- Для всех? Рыбка, - тогда три пива и засохни!
(Николаев, 2003)
 Проблема в том, что пафос имеет необыкновенную притягательность и для драматурга, и для постановщика. Тем более - в КВНе, где измученные придумыванием шуток авторы, не прочь пустить слезу в порядке расслабления. К тому же придумывается пафосный эпизод, как правило, независимо от остальных блоков программы и сам по себе может смотреться достаточно симпатично. А потом он вполне бездумно “пришивается” в качестве апофеоза в финале программы, вызывая у зрителей как минимум недоумение.
 Так что же делать? О чем же можно говорить в КВНе?
 Принципиальных возражений против серьезных мыслей в КВНе никогда не было и быть не может. В лучших выступлениях лучших команд не раз встречались примеры и возвышенной лирики, и откровенной гражданственности. Другое дело, что “высота”, которую вы намерены набрать в апофеозе, должна быть тщательнейшим образом соразмерена с характером всего предыдущего выступления. Поэтому достаточно высокая философия возможна, как правило, лишь в ДЗ. Так, знаменитая новосибирская “новогодняя песня”, приведенная в предыдущей главе завершала очень идеологически насыщенное домашнее задание, в котором была и ностальгия по “романтике 60-ых”, и жесткая пародия на приватизацию, и горько-смешной диалог советского и американского Дедов Морозов. Если же учесть, что финал 1991 года игрался через три дня после распада СССР, то становится понятным, что в тех условиях гражданственный апофеоз был не только оправдан, но и необходим.
 Однако, слава Богу, не все КВНы играются в переломные моменты истории. Так что же делать, на что ориентироваться в поисках сверхзадачи в обычной игре и в обычном конкурсе? А давайте на примерах!
 В домашнем задании сборной Израиля (1993) школьники после выпускного бала выбирали свой жизненный путь. Понятно, что недавних эмигрантов больше интересовала не будущая профессия, а страна, в которую следует поехать.
 Но в конце выходил совершенно непародийный герой, который заявлял:
 - А я никуда не собираюсь. Потому что для того, чтобы быть человеком, совершенно необязательно куда-нибудь ехать.
 А главный герой отвечал:
 - Но ведь совершенно не обязательно и оставаться...
 И все! И все ясно!
 Вообще, в КВНе чаще всего сверхзадача укладывается в какую-то одну, причем непременно ироничную фразу. Найти ее порой самое сложное в сценарии! Зато, будучи точно найденной по мысли и изящно сформулированной, эта фраза стоит многих реприз!
 Предыдущий пример относился к классическому “театральному” ДЗ, которые в наше время уже не столь часто встречаются. Но в любом случае самая распространенная “блочная” структура конкурса скрепляется неким драматургическим или просто смысловым шампуром. В этом случае формулировка сверхзадачи, разумеется, вытаскивается из этого самого шампура.
 В качестве одного из самых простых и откровенных примеров блочной структуры можно привести полуфинальное ДЗ 1994 года команды КВН ХАИ на тему “Красная книга”. В нем вообще не было рамочного сюжета. Шампур создавали просто двое ведущих, рассказывавших “историю человечества”, на которую, собственно, и нанизывались блоки. И апофеоз обозначался тоже вполне повествовательной фразой одного из ведущих, означающей, в то же время, некий логичный итог “истории”:
 - И тогда настанет этот день, и соберутся люди и звери, и усядутся за одним столом, и забухают беспробудно. И в разгар этого сумасшедшего веселья ввалится в этот мир огромное счастье. Верхом на Стеллеровой корове!
 Стоит обратить внимание, что в этом случае сверхзадача была, в общем-то, настолько проста, что ее апокрифичность специально пришлось подчеркивать “высоким литературным стилем”, замешанным на легком жаргоне с добавочкой неожиданной по образу, но абсолютно точной по смыслу “Стеллеровой коровы”.

Узелок завяжется...
 Всё! Возвращаемся к процессу непосредственного написания сценария. У нормального сценариста сначала вызревает замысел, затем выстраивается некий план, и лишь потом он садится и начинает прописывать конкретные реплики. В КВНе чаще всего все происходит абсолютно в обратном порядке: сначала - реплики, потом - некие сцены, и лишь потом все это объединяется в единую “пьесу”. Не случайно и сам процесс написания сценария конкурса в КВНе чаще всего называют “компоновкой” или даже “собиранием”.
 Действительно, на определенном этапе сценарной подготовки после “мозговых штурмов” материал представляет из себя бесконечное количество реприз, идей и взаимно несвязанных кусочков сценок и песен. Предположим, что вы отобрали то, что кажется смешным, и этого уже тоже получилось достаточно много. (На классическую парную игру нужно штук 70 реприз и десяток песен. На самом деле изначально - раза в полтора-два больше, потому что часть “не полезет” в сценарий, а еще часть “умрет” на сцене.)
 По большому счету к этому моменту должны быть уже придуманы и некие сквозные идеи-шампуры для каждого конкурса. И теперь у вас, вроде, всего много и одновременно, как это ни парадоксально, - пока еще ничего нет!
 В первую очередь давайте поймем самое главное: в КВНовской пьесе (за исключением СТЭМа) с точки зрения нормальной драматургии в подавляющем большинстве случаев ничего не происходит!
 Так из чего же тогда состоит действие на КВНовской сцене? Ну, конечно, - из разговоров! Из разговоров между заданными персонажами в заданной ситуации и на заданную тему. А разговор - штука гибкая, как шланг от пылесоса! Он легко перекидывается от героя к герою, от темы к теме, подчиняясь не только прямой логике, но и едва заметным ассоциациям. Вот почему в КВНовском сценарии соединяется несоединимое!
 Итак, нам нужно всего лишь написать разговор или, для начала кусочки разговора. Понятно, что в первую очередь эти мини-разговоры будут объединяться общей темой: политикой, спортом, культурой, - или общей игровой ситуацией. Если у вас, положим, придумалась смешная ситуация в космическом корабле, то этому эпизоду стоит “отдать” все “космические” и “околокосмические” репризы.
 А как, собственно, строится любой разговор? Всего лишь на трех принципах: подтверждение высказывания собеседника, ее опровержение, или ассоциация. С первыми двумя принципами, вроде все ясно. А вот ассоциация - понятие весьма условное, поскольку теоретически ассоциироваться может все и со всем, и потому волшебным словом “кстати” можно “связать” не только любые репризы, но и любые темы. Проблема заключается лишь в том, чтобы зритель поверил, что вы это говорите действительно “кстати”, а не потому, что у авторов просто не хватило сил и времени на то, чтобы как следует прописать текст. Не случайно это самое “кстати” стало в КВНе притчей во языцех и многократно высмеивалось самими же игроками.
- Все. Все! Хорош о командировках! Хватит о бабах!
- Под фразой - хватит о бабах, следует понимать, что в этом месте следует переход к шутке на другую тему. Однако перехода этого у ребят и нету. Обычно в таких случаях пользуются фразой типа:
-  Ну. . .
-  Кстати. . .
- А вы слышали, джентльмены. . .
- А вы знаете. . . и
- Обыдно, да!
     (“Дрим Тим”, 1993)
 Теперь - еще об одной особенности любого разговора. Чем он предметнее,  и чем более консервативные персонажи его ведут, тем он более связный и логичный. С другой стороны “оторванная компания” общается вообще практически бессистемно. Вот почему так разительно будет отличаться по компоновке приветствие “Одесских джентльменов” от такого же конкурса сборной Санкт-Петербурга образца 1999 года, у которой связок между репризами, вроде бы, вообще нет. Успех этой команды быстро породил моду на “бессвязный” текст. Однако многие на этом моментально погорели, не поняв, что “бессвязный” текст могут произносить только “отвязные” герои!
 Теперь попробуем связать готовые блоки.

Семь раз отмерь...
 Вообще, не семь, а три. Существуют три приема компоновки блоков. Первый (самый сложный для придумывания): связка репризой. Второй прием - событие или смена ситуации. Представьте себе, что к нашим пожарным прибежал кто-то и закричал: “Пожар!” (или лучше, конечно, “Атас, ребята, - наводнение!”) Понятно, что после этого любой предыдущий разговор оборвется, и можно начать следующий.
 В ДЗ (иногда в приветствии) чаще используется возвращение из частной ситуации конкретного эпизода к общей ситуации, заданной в конкурсе. Скажем, в полуфинальном ДЗ “Махачкалинских бродяг” 1996 года такой общей ситуацией был “цветик-семицветик”, подаренный волшебником, которому команда помогла пройти через сцену. И теперь по желанию они могли попадать куда угодно: В приветствии Перми на 1 2003 года было протянуто даже два очень удачных сюжетных хода: с изгнанием Светки и Жанки из монастыря, а второй - основной - с проверкой шуток на первом попавшемся абоненте мобильного телефона по фамилии Рылов. И это, в общем-то, классические примеры.
 Чем больше степеней свободы у заданной общей ситуации, тем легче компоновать конкурс. Еще одним классическим примером обобщающей ситуации особенно для музыкального конкурса является концерт с конферансом, которым традиционно пользовалась команда Новосибирского Государственного Университета всех поколений. Очень удобной ситуацией для связки игровых (или музыкальных) эпизодов испокон веку были пародии на телевизионные передачи, подразумевающие разнообразные рубрики. Следует только помнить, что любая традиционность уже давно набила зрителям оскомину, и чем проще и стандартнее вы принимаете обобщающую идею, тем более качественными и оригинальными репризами она должна подкрепляться.
 Наконец, существует чисто внешний, структурный прием смены темы или эпизода, подразумевающий просто смену сценического жанра. Если в конце тематического эпизода вы аккуратно вышли на песню, то после ее окончания, вы можете спокойно начать с чего угодно. В этом случае смена жанра по сути воспринимается зрителем как смена ситуации.
 Ну и напоследок введем в оборот еще одно “научное” словцо - архитектоника. Ввели? Забудьте его! Давайте обзовем это дело проще: соразмерность эпизодов вашего «спектакля».
 Например, если в вашем пятиминутном приветствии две с половиной минуты занимает финальная песня, то это... как бы вам сказать... - не приветствие. Если в домашнем задании центральный эпизод будет в два раза длиннее, чем те, что были до и после него, ваш спектакль развалится пополам, он перестанет восприниматься как единое целое. Если во второй части приветствия поместить большой музыкальный номер, то у конкурса “оторвется хвост”. Ну и так далее.
А теперь давайте встанем из-за писательского стола и попробуем выйти на сцену!

×
Добрый день! Сайт kvn.ru использует cookie-файлы, а также метрики Яндекс и Google для получения статистики, помогающей оценить работу сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и учет вашего посещения в метриках Яндекс и Google. Это совершенно безопасно!